Представьте, что сидите, скрючившись, в крошечном, тёмном помещении. Ваши руки скованы между ногами, а в ушах — наушники, которые вы не можете снять. Песня группы Queen повторяется на протяжении тридцати часов на полной громкости, вы давно потеряли способность думать. И так может продолжаться не один месяц.
Пытка музыкой была обычной практикой ЦРУ с самого запуска «расширенной программы ведения допросов» в начале 2000-х годов. Эта программа создавалась с целью «порождения у заключённых страха, дезориентации и ощущения беспомощности».
Член команды по проведению психологических операций США Марк Хадсел описывает тактику музыкальных пыток: «Если заключённого заставить слушать одну и ту же песню 24 часа подряд, то функции его мозга и организма в целом начинают адаптироваться к новому состоянию, ход мыслей замедляется и воля ломается. И тогда мы приходим и говорим с ним».
Пытка музыкой была популярна отчасти потому, что не вызывала у широкой общественности большого возмущения. И только люди, которые через это прошли, могут понять, что это такое — когда некогда любимая песня становится смертельным врагом.
Вот одиннадцать песен, которые американские военные особенно часто использовали для пыток заключённых:
1. «The Real Slim Shady» Эминема
Биньям Мохамед слушал песню Эминема «Slim Shady» на протяжении 20 дней.
«Я слушал это нонстоп снова и снова», рассказал он своему адвокату Клайву Смиту, который также является основателем и директором британской организации Reprieve, борющейся за прекращение использования пыток музыкой. «ЦРУ не оставляло в покое людей, включая меня, ни днём ни ночью, на протяжении целых месяцев. Многие теряли рассудок».
Мохамед утверждает, что слышал, как другие заключённые из-за подобных пыток истошно кричали и бились головой о стену.
2. “Take Your Best Shot” метал-группы Dope
Гражданин Британии Рухал Ахмед описывает, как его допрашивали в 2008 году: «Я могу выносить побои, с этим нет проблем. Как только ты принимаешь ситуацию, что тебя отведут в комнату для допросов и будут бить, в этом нет ничего страшного. Ты можешь подготовить себя мысленно. Но к психологическим пыткам подготовиться невозможно».
Он говорит, что его пытали музыкой много раз, с разными песнями.
«Ты начинаешь чувствовать, что теряешь рассудок. Ты перестаёшь понимать, что происходит. Очень страшно думать о том, что ты можешь сойти с ума из-за музыки, из-за громких звуков, и потому что через некоторое время ты перестаёшь слышать мелодию. Всё, что остаётся — это громкий стук».
3. «Dirrty» Кристины Агилеры
Этой песня была частью пыток, условно называемых «плохой мусульманин». Подобным пыткам подвергали Мохаммеда аль-Катани, который, по версии следствия, участвовал в осуществлении терактов 9/11. Непрекращающаяся какофония сексуального гимна Агилеры должна была сделать невозможным существование Катани как сосредоточенного на вере мусульманина.
Многие другие заключённые подвергались подобным унижениям: во время допросов женщины-служащие дефилировали перед ними топлес, исполняли «танцы на коленях», и обмазывали заключённых красной жидкостью, которую они выдавали за менструальную кровь.
4. «Zikrayati» Мохаммеда эль-Касабги
Для пыток «плохой мусульманин» следователи иногда использовали и более привычную для подследственных музыку. Так они надеялись использовать культурные табу мусульман, а также чувство вины людей, которым запрещено слушать музыку в священные для них дни, когда следует придерживаться особенно суровой аскезы. Следователи включали аль-Катани арабскую музыку в первый день Рамадана седьмого декабря 2002 года. Услышав знакомые звуки, он начал кричать, что слушать арабскую музыку — это нарушение исламских законов.
На самом деле в Коране не существует такого закона, это, скорее, восприятие, имеющее отношение к национальной культуре.
Следователи заявили аль-Катани, что на самом деле грехом является «попытка добавить запреты, не упомянутые в Коране».
На этом Катани сломался. Он разрыдался и стал умолять Бога о прощении, повторяя, что ничего не может сделать с музыкой, которая звучит в комнате для допросов.
5. «Babylon» Дэвида Грея
Очевидно, что военные использовали роковую балладу Грея из-за затронутой в ней библейской темы. Немецкий музыковед Кристиан Груни включил эту песню одному из бывших заключённых Гуантаномо, который немедленно разрыдался и долго не мог успокоиться.
По мнению психолога Сюзан Кьюсик музыкальная пытка страшна тем, что посягает на «внутреннее пространство», которое при физическом насилии обычно сохраняется в безопасности. Музыка заполняет внутреннее пространство заключённого мелодиями и культурно значимыми выражениями, принадлежащими миру тюремщика, так что узнику негде больше «спрятаться от боли».
Именно поэтому американские солдаты активно использовали такие патриотические композиции, как «Америка» Нила Даймонда или «Американский пирог» Дона Маклина.
6. «I Love You», тема популярного мультперсонажа Барни
Это одна из самых популярных музыкальных композиций в пыточном арсенале ЦРУ. Когда автор песни «I Love You» («Я тебя люблю») Боб Синглтон узнал о том, как используется его произведение, он рассмеялся: «Мне показалось такой нелепостью мысль, что безобидная детская песенка может оказаться опасной для психического состояния взрослого. Подобная пытка не может быть страшнее, чем работающая воздуходувка моего соседа. Может, звук и действует на нервы, но не настолько, чтобы сломаться и признаться в преступлениях против человечности».
Может, так оно и есть, если только этот звук не длится несколько недель на громкости, разрывающей барабанные перепонки.
7. «Saturday Night Fever» (музыка из фильма «Лихорадка субботнего вечера») британской группы Bee Gees
Моазам Бегг — наполовину пакистанец, наполовину англичанин. Он был арестован сотрудниками ЦРУ в Пакистане в 2002 году. Оказавшись вновь на свободе он написал мемуары с рассказами о пытках, которые используются американской военной и пенитенциарной системой. В тюрьме «Баграм» (Афганистан) его мучили творчеством группы Bee Gees.
Сначала он думал, что это такая шутка: «Однажды они включили «Saturday Night Fever» на всю ночь. Я подумал, что вряд ли этим можно сломать кого-то из тех, кого я знаю. Но чем дальше, тем это становилось невыносимей. Это было действительно ужасно, темнота, теснота, очень жарко. Я не мог ничего видеть, не мог ничего делать, не с кем было поговорить. Единственное, что я мог — это биться об стены. И эта гремящая музыка. Я встречал людей, которые после такого были готовы рассказать американцам всё, что те хотели услышать — неважно, правда это или нет».
8. Тема из рекламы кошачьего корма «Meow Mix»
Основная идея пыток музыкой состоит в создании мучений, которые не покажутся общественности чересчур возмутительными. Например, тема «Saturday Night Fever» относится к числу таких «приемлемых» для общественности композиций. К этой же категории относится и музыка из рекламы «Meow Mix». Идея, что это милое мяуканье может служить пыткой, у кого угодно вызовет улыбку.
Однако, как показывает практика, после длительной сессии с использованием хеви-метал эта внезапно раздающаяся из динамиков тема сводит с ума особенно «эффективно».
9. “The Beautiful People” Мэрилина Мэнсона
Заключённый Бегг, которого заставляли слушать диско, сказал, что музыкальные пытки не сломали его так, как других. Больше всего от таких пыток страдали уроженцы отдалённых регионов Афганистана и Йемена, которые никогда раньше не слушали западную музыку. Для них этот опыт оказывался самым ужасающим, какой только можно представить.
Для самого Бегга самым страшным испытанием оказалось лишение сна. Иногда музыка прекращалась в три ночи, или вроде того, но сон уже был нарушен. «Вы теряете способность нормально спать…Ещё они включали музыку в разное время — вы не можете предположить, когда она начнётся, и когда прекратиться, и это выматывает, раздражает, сводит с ума. Это наслаивается на неизвестность, когда тебя отпустят, когда поведут на допрос или переведут в другую камеру».
«Многие заключённые страдали разного рода приступами страха: начинали учащённо дышать, теряли контроль над собой, бросали об стены всё, что подвернётся под руку, кидались на других людей, рыдали».
10. «Fuck Your God» американской метал-группы Deicide
Часто музыкальные пытки оказывали воздействие и на самих американских военных.
Бывший военный переводчик Тони Лагуранис чуть сам не лишился рассудка во время допроса заключённого, которого заставляли слушать самый жёсткий хеви-метал: «Умар стоял на коленях, а мы по очереди кричали свои вопросы ему в уши. Он крутил головой, пытаясь понять, где мы находимся. Спустя примерно полчаса он начал стонать. Мы стали кричать ещё громче и выбирали ещё более жестокие слова. У меня в горле першило, в ушах стоял звон, а от специфического света я начал терять ориентацию в пространстве. Я понял, что долго этого не вынесу».
«От этой музыки и этого света я становился всё агрессивнее. Заключённый по-прежнему не желал сотрудничать, чем добавлял мне ярости».
11. “We Are the Champions” группы Queen
Ветеран ВМС США Дональд Ванс пережил эту пытку после того, как американские военные внезапно напали на иракскую охранную фирму, где он находился как информатор ФБР. Когда всех сотрудников повязали, с Вансом стали обращаться как с подозреваемым — отправили в неофициально существующую тюрьму и устраивали пытки музыкой.
«Я не могу сказать, сколько раз я прослушал песню Queen «We Are the Champions», которая раньше мне очень нравилась.
Ванс пережил это испытание благодаря хорошей военной подготовке. Он начал разговаривать сам с собой, придумывал шутки, пытаясь сохранить рациональное мышление. Он понимал, что если позволит музыке полностью овладеть своими мыслями, то может потерять рассудок навсегда. Именно этот метод позволил ему выйти из тюрьмы не сломленным окончательно.