Без реформ российская экономика впадет в стагнацию на 15 лет

minfin

В том случае, если в экономике РФ не будет проведено структурных изменений, а стоимость нефти не поднимется хотя бы до 50 долларов за баррель, стране может грозить долгосрочная стагнация. Такой сценарий развития российской экономики на период до 2030 года рассматривают в Министерстве финансов, узнали «Ведомости».

Инерционный сценарий развития экономики без реформ предполагает, что цена нефти останется на уровне в 40 долларов за баррель, а экономика будет расти лишь на 1 — 1,3% в год. Для преодоления нынешнего двухлетнего спада России понадобится четыре года, а к 2030 году экономика увеличится всего на 13% — на столько же она выросла, например, в период с 2011 по 2013 годы. При этом уровень зарплат, который был у россиян в 2014 году, вернется лишь в 2025 году.

Такой вариант, впрочем, в Минфине не считают основным. «Есть другие, которые мы считаем более правильными для России и которые сопряжены с реализацией реформ», — заявил источник издания в ведомстве, подчеркнув, что все это — внутренние расчеты министерства, которые не являются официальным долгосрочным прогнозом.

По словам неназванного федерального чиновника, ключевым условием для более положительного сценария являются структурные изменения, прежде всего — повышение отдачи на капитал за счет роста производительности труда, опережающего рост зарплат, и увеличение доли инвестиций в ВВП. Такой маневр, подчеркнул источник, потребует повышения гибкости рынка труда, мобильности работников и вложений в их переобучение.

В случае реализации подобных мер экономика преодолеет текущий спад в 2018 году, а к 2030 году увеличится на 44 процента. Реальные зарплаты россиян восстановятся до уровня 2014 года в 2022-м, а затем продолжат расти на 3 процента в год. В варианте без маневра темпы роста экономики почти вполовину медленнее, а реальный ВВП к 2030 году увеличивается только на 19%.

По мнению экспертов, опережающий рост производительности реален, если снижать долю государства в экономике, вести консервативную бюджетную политику. Но главные стимулы для инвестиционного роста специалисты видят вне сферы экономической политики. «При холодной войне инвестиции не растут», — отметила Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ.

Отметим, что прежний прогноз развития экономики до 2030 года был утвержден в 2013 году и оказался совершенно несостоятельным из-за обвала нефтяного рынка (тот сценарий предусматривал снижение цены нефти до 80 долларов).

В настоящий момент свои прогнозы пересматривают и в Центробанке. «Мы должны исходить из того, что низкими цены на нефть могут быть на длительном уровне. Они оказывают дополнительное инфляционное давление», — заявила на прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Она увидела три способа снизить волатильность рубля: валютные интервенции за счет международных резервов, отскок нефтяных цен, а также изменение структуры экономики. «Третий и, на мой взгляд, самый правильный сценарий — это диверсификация экономики», — подчеркнула она, пояснив, что если экономика будет меньше зависеть от нефти, то рубль перестанет так реагировать на сырьевые цены. «Это более долгосрочная, более тяжелая задача, связанная не только с денежно-кредитной и бюджетной политикой», — пояснила она.