Убийство в Германии 14-летней школьницы и подозрение, что оно было совершено беженцем, подняло новую волну критики правительства в связи с его миграционной политикой. В то же время в правоохранительных органах ФРГ предостерегают от огульных обвинений мигрантов.
Живущая в Майнце Сюзанна Мария Ф. из еврейской семьи уроженцев Молдовы была объявлена в розыск 22 мая. Днем она была с друзьями в соседнем Висбадене и вечером не вернулась домой. Поиски велись две недели, пока в среду, 6 июня, ее тело не было найдено в заросшей кустами и заваленной хворостом яме в труднодоступном месте возле железнодорожной насыпи в районе Висбадена Эрбенхайм. По данным следствия, Сюзанна была изнасилована и убита с «нанесением травмы в области шеи» той же ночью, когда и пропала.
Поначалу в совершении преступления подозревались два беженца — 35-летний турок и 20-летний гражданин Ирака. Первого из них удалось быстро задержать, но вскоре выяснилось, что подозрения в отношении него не обоснованы, и вечером 7 июня он был освобожден. Тем не менее следствие не исключает, что он мог быть связан с преступлением.
Главный подозреваемый — беженец из Ирака
Задержать же иракца Али Б., прибывшего в страну осенью 2015 года, во время массового притока в Германию беженцев, немецким правоохранительным органам не удалось — вместе с родителями и пятью братьями и сестрами он вылетел через Стамбул на родину еще в начале июня.
С апреля 2016 года он жил в общежитии для беженцев в Висбадене, а в декабре того же года ему было отказано в получении статуса беженца. Али Б. опротестовал это решение и получил до окончания рассмотрения жалобы право на пребывание в Германии.
Он неоднократно попадал в поле зрения полиции: дебоширил, угрожал полицейским ножом, против него был заведен целый ряд дел, в частности в связи с разбойным нападением, а однажды он оказался под подозрением в изнасиловании 11-летней девочки, однако тогда достаточных доказательств преступления найти не удалось.
Полиция предполагает, что иракец знал свою жертву — Сюзанна, вероятно, была знакома с его братом.
Пока у следствия нет сведений, что при убийстве имело значение еврейское происхождение девушки.
Расследованию помог молодой беженец
Важные сведения для обнаружения тела убитой следователи получили от 13-летнего беженца, живущего в том же общежитии, что и главный подозреваемый в этом преступлении. По его словам, Али Б. сам рассказал ему, что убил Сюзанну.
Когда семья Б. 2 июня вылетала из аэропорта Дюссельдорфа, имена на билетах отличались от тех, что стояли в их документах о пребывании в Германии, однако у семьи также были так называемые паспорта-пропуска на арабском языке с фотографиями, которые выдаются посольством Ирака.
Следствие пытается разобраться, кем, когда и на каком основании они были получены.
При вылете авиапассажиров в страны, не входящие в Шенген, полицейские проверяют их документы, к которым в случае семьи Б. замечаний не было. Однако эти документы не сличили с авиабилетами. По данным Федерального объединения воздушного транспорта Германии, такая процедура может производиться при регистрации на рейс в случае, если имеются соответствующие предписания для страны назначения. Для Турции, куда направлялись иракцы, такого требования нет.
Остается неясным, откуда у семьи беженцев были деньги на восемь авиабилетов. Прокуратура ищет ответ на этот вопрос. При этом германское МВД утверждает, что Али Б. вылетел из страны на законных основаниях, поскольку к тому времени он еще не был объявлен в розыск.
Подозреваемого задержали иракские курды
В ночь на пятницу, 8 июня, подозреваемый был задержан в Ираке курдскими органами безопасности по запросу Федеральной полиции Германии, сообщил позднее в тот же день глава МВД ФРГ Хорст Зеехофер. У Германии с Ираком нет общего соглашения о взаимной выдаче преступников, однако, по словам представительницы министерства внутренних дел Марии Адебар, в отдельных случаях экстрадиция возможна. Она не уточнила, касается ли это нынешней ситуации. Во всяком случае, как указал Зеехофер, полиция и МИД Германии оформили все необходимые запросы к властям Ирака. Однако, по словам представителя Федеральной прокуратуры Германии, подобная процедура может занять несколько дней, а может тянуться и неделями, и даже месяцами.
Убийство немецкой школьницы вызвало дебаты среди политиков Германии. Так, глава парламентской фракции правопопулистской партии «Альтернатива для Германии» Алис Вайдель заявила о том, что доля ответственности за преступление лежит на канцлере ФРГ Ангеле Меркель, и потребовала отставки всего правительства. По ее словам, Сюзанна стала «еще одной жертвой ханжеской и эгоистической политики открытых дверей», проводимой Меркель.
Глава Свободной демократической партии Кристиан Линднер, в свою очередь, задается вопросом: «Почему преступник вместе со всей своей семьей смог вылететь, очевидно, под фальшивым именем?»
Сопредседатель партии «зеленых» Анналена Бербок потребовала, чтобы «преступник или преступники были наказаны со всей строгостью правового государства». Однако, подчеркнула при этом Бербок, никому не позволительно «использовать смерть девушки, чтобы сеять ненависть.»
Сенатор внутренних дел Берлина Андреас Гайзель (Andreas Geisel) предостерег от огульных обвинений мигрантов: «Статистически большинство убийств совершают немцы, а не беженцы. Этого не следует упускать из виду, и эмоциональная дискуссия не должна заставить нас делать огульные выводы».