Валентина Яшина: почему самая красивая манекенщица СССР умерла в одиночестве и нищете

Яшину называли отечественной Гретой Гарбо, лицом эпохи и одной из красивейших моделей СССР. На закате карьеры Валентина получила многомиллионное наследство мужа, но состарилась и умерла на подмосковной даче — в бедности и одиночестве. Teleprogramma.pro вспоминает историю жизни и смерти знаменитой советской манекенщицы.

Популярное: У россиян отнимут «все включено»

Закулисные интриги

Свою холодную красоту — белокурые волосы, светлую кожу, прямые черты лица — Валентина унаследовала от отца-шведа. Вот только своего папу девочка не видела, мужчина исчез после ее рождения. Мать будущей манекенщицы вскоре вышла замуж за партийного работника, который удочерил малышку и дал ей свою фамилию — Яшина.

О подиуме и нарядах Валя не мечтала, куда больше ее манил театр. После успешного окончания школы девушка поступила в Музыкально-театральное училище имени Глазунова. Будучи студенткой, Яшина познакомилась со своим первым мужем, военным переводчиком Борисом Зотовым. С ним и уехала в Ригу, куда девушку пригласили на работу в оперетту. Увы, карьера примы не сложилась. И более того — работа на сцене стоила Валентине личной жизни. В театре ей приглянулся коллега, завязался бурный роман, хотя женщина на тот момент была не только женой, но и матерью. Зотов быстро узнал об отношениях благоверной на стороне: из Латвии бывшие супруги вернулись уже разведенными.

Пять долларов в день

Театральную сцену Яшиной заменил подиум. В Москве она устроилась на работу в Дом моделей, чтобы забыть о скандальном разводе, прокормить себя и сына Сашу. И вскоре поняла: быть манекенщицей — ее призвание. Вот только прибыльной назвать такую работу никак не получается. Профессия манекенщицы долгое время считалась непрестижной, а залы Дома моды на Кузнецком мосту пустовали, хоть вход стоил и недорого. Валентину отправляли в командировки на заграничные показы, но и там платили немного, по 3-5 долларов в день — на эти деньги нужно было купить и еду, и косметику. Советским моделям приходилось довольствоваться самыми дешевыми средствами, белье шить самим из атласных ленточек, а питаться порой консервами для животных.

Щеголять в красивых нарядах, недоступных большинству населения, тоже не удавалось. От косметики, как от веяния «вредной зарубежной моды», призывали отказываться, а брюки на женщине считались чем-то из ряда вон выходящим. Однажды Валентина вышла на улицу в утонченном костюме, а вернулась вся в слезах: прохожие без устали упрекали ее и стыдили за внешний вид. И все же Валентина была счастлива: «Сцена манекенская меня раскрепостила. Только когда я пришла в Дом моделей, у меня началась настоящая жизнь. Я поняла: да, это мое!» Яшина оставалась верна своему делу долгие годы, выходя на подиум до 65 лет, — рекорд в мире моды по тем временам.

Покорила сердце Кобзона

Ухажеров у Яшиной было немало. Семь лет женщина прожила с сыном высокопоставленного чиновника Владимиром Гущиным. Как вспоминает мужчина, отношения были пылкими: избранница нередко подозревала Владимира в изменах и устраивала сцены. Гущин любил, терпел и прощал. Но до свадьбы дело так и не дошло.

К числу кавалеров «советской Греты Гарбо» относят и Иосифа Кобзона. Артист действительно несколько раз встречался с Валентиной и с теплом вспоминает эти моменты: «Мы вместе встречали Новый год. Я тогда ходил в холостяках. Валя Яшина тоже была одинокой женщиной. Так что в тот вечер я составил ей пару. Очень хорошо провели время у новогодней елочки. И после этого стали периодически встречаться. Вопреки досужему мнению, что манекенщицы неумны и необразованны, Валя очень много читала и была эрудированной. С ней было довольно интересно беседовать».

На закате карьеры Яшина вышла замуж за художника Николая Малахова, буквально носившего возлюбленную на руках. Семейное счастье оказалось недолгим: в 90-х Валентина овдовела, получив многомиллионное наследство супруга: квартиру на Тверской, гараж, два автомобиля, мастерскую и дачу в подмосковной Купавне.

Последние годы жизни: две версии

Дальнейшая биография Валентины более чем запутанная. Последние 6 лет жизни женщина провела не в Москве, а на даче, оставшейся от супруга, — лишь это остается фактом. Куда исчезли миллионы Малахова, кому досталась квартира в центре столицы, кто был рядом с Яшиной в последние минуты жизни — у близких манекенщицы разные версии.

По словам внука Яшиной Александра (так же зовут и сына модели — прим. ред), бабушка разорила себя сама, продавая имущество Малахова за копейки. Недвижимость Валентина передала своему сыну во владение добровольно, а сама уехала на дачу лишь потому, что хотела жить на свежем воздухе. Незадолго до смерти манекенщица приходила в студию «Пусть говорят», где подтверждала мнение внука: «Живу на даче, дышу природой. Мне нравится, я не страдаю, не чувствую, что что-то потеряла».

Другая сторона конфликта (сестра Яшиной Евгения, экс-супруг Гущин, некоторые соседи) объясняет поведение советской красавицы по-своему: уж слишком гордой и своенравной была Валентина, чтобы публично признаться в семейных проблемах. А их было немало. По второй версии, сын Александр не хотел работать, увлекался спиртными напитками и не мог себя обеспечить, постепенно вытягивая из матери деньги. Внук же попросту поднимал на Валентину руку. Наследники обманом заставили пожилую женщину подписать доверенность на имущество, купили у нее две комнаты в квартире на Тверской, но деньги за недвижимость так и не отдали — родственники же. Валентина, чтобы сводить концы с концами, мыла подъезды в своем же доме, затем уехала на дачу, где сын и внук ее не навещали. А если и приезжали в гости, до соседей начинали доноситься крики и ругань.

«Казалось, что они совсем чужие друг другу, — говорит Евгения об отношениях сестры с сыном. — Валентина очень переживала из-за этого… Собак стала бездомных в дом приводить. Видимо, чтобы хоть от кого-то любовь получать. Из-за очередного бродячего пса она угодила в травмпункт. Пошла с ним зимой гулять, поскользнулась и ногу сломала. Забрав мать из больницы, сынок не повел ее домой, а отвез на дачу. Домик-то там летний. С однослойным остеклением. Деревянные рамы, через которые даже летом веет холодом. Туалет на улице, ванны, естественно, нет. Бросил ее там одну, а сам неделями где-то болтался с дружками. Правда, внук изредка навещал Валю. Но по большому счету, никому она оказалась не нужна».

В 2007-м году Валентины Яшиной не стало. Хоронили в закрытом гробу, не давая близким в последний раз взглянуть на женщину. Почему? Снова две версии. Сын и внук обвиняют работников морга: мол, сотрудники забыли сделать необходимый укол, в результате чего тело начало разлагаться. Сестра и бывший муж называют эту версию лишь отговоркой. По их мнению, родственники несколько дней, а то и недель не знали о гибели Валентины и обнаружили тело слишком поздно.

Как вспоминает близкая подруга манекенщицы, Валентина будто предчувствовала скорую смерть, подробно описывала, как ее одеть и накрасить. «А получилось все не по-человечески… У нее забрали даже красоту, провожая в последний путь».