Как поплатилась актриса Янина Жеймо за то, что «воскресла» из мертвых
Она осталась для всех любимой и невероятно обаятельной Золушкой из одноименной сказки. Янине Жеймо тогда было 37 лет, и эта роль оказалась для нее одной из последних. Глядя на актрису, всем казалось, что у такой неземной женщины и жизнь должна быть легкая и светлая. Но Янине пришлось пережить много испытаний и навсегда заглушить боль в разбитом сердце.
Популярное: «Теперь он в юбке!»: Помните лидера группы «Мумий Тролль» Илью Лагутенко. Узнайте, что с ним произошло!
Маленькая, да удаленькая
Все, кто знал актрису, говорили: она не сыграла и десятой доли того, что могла бы сделать, хотя и выступала перед публикой с трех лет. Янина родилась в цирковой семье в один из последних дней весны 1909 года. Ее папа – поляк, мама – русская. В семье уже было три девочки, которые вместе с родителями выходили на арену цирка. Они были и наездниками, и гимнастами, и эксцентриками.
В три года Янина вышла к публике под крышей шапито в Тобольске. Она несла огромный барабан и стучала в него, периодически не попадая в ритм, но зрителям это нравилось. Так семья и путешествовала из города в город, пока Янине не исполнилось 14 лет.
Ее отец, Жозеф Болеслав Жеймо, тяжело болел и умер в собственный день рождения. Мама, оставшись с четырьмя девочками, решила обосноваться в Петрограде и выступать на эстраде.
Позднее Янина Болеславовна признавалась журналистам, что до 14 лет она росла и развивалась как обычный ребенок, а потом ее рост остановился. Она так и осталась 148 см ростом и с 31-м размером ноги. Артистка предполагала, что прекратила расти из-за того, что носила на голове тяжелые ксилофоны, с которыми выступала на эстраде. Так ли это на самом деле, осталось загадкой, потому что к врачам Жеймо по поводу своего роста не обращалась. Да и миниатюрные размеры ей только помогли в актерской карьере.
Первая любовь
У Янины имелся редкий дар быть взрослой, но при этом оставаться ребенком. Коллеги говорили о ней, что Жеймо единственная, кто может выдержать конкуренцию с настоящими мальчиками и девочками. Наибольшая популярность актрисы пришлась на 30-е годы. Рассказывают, что прежде чем принять очередное режиссерское предложение сыграть мальчишку или школьницу, она проверяла свои способности на улице. Артистка, уже будучи мамой, переодевалась в одежду своей 12-летней племянницы и уходила в парк играть с мальчишками. Существует легенда, как Янина играла с пацанами в лапту, и они даже не заметили подвоха. А потом и поколотили актрису за ошибки в игре. Отбила Янину от мальчишек дворничиха, которая вытерла ей нос и приказала бежать домой и не реветь.
Первой главной ролью в кино для Жеймо стала работа в картине «Разбудите Леночку», в которой она снялась со своим первым мужем Андреем Костричкиным. С ним она познакомилась на съемочной площадке еще в конце 20-х годов.
Впервые же она появилась в кино в 16 лет, в роли мальчишки в фильме «Мишки против Юденича». Увидев себя на экране, юная актриса ужаснулась: настолько ей не понравилось собственное лицо. Оно показалось ей чужим, не настоящим. От огорчения она расплакалась, и в этот момент к ней подошел невысокий молодой человек, который объяснил: причина «кукольного лица» в неправильно выставленном свете. Он попросил оператора поработать с Яниной, и девушка стала выглядеть в кадре естественно.
Спасителем артистки оказался Андрей Костричкин, в которого она влюбилась с первого взгляда. Молодые люди поженились, и у них родилась дочь Янина, которую супруг назвал в честь обожаемой жены. Однако брак Жеймо и Костричкина оказался недолгим: молодой человек был азартным игроком. Он настолько увлекся игрой в преферанс, что забыл о семье. В 1932 году супруги развелись. Актриса полностью посвятила себя работе, для нее настал самый успешный момент в ее карьере.
Горечь предательства
В 1933 году Жеймо приняла участие в одном из первых советских звуковых фильмов «Моя Родина», режиссеров Иосифа Хейфица и Александра Зархи. Янине сразу приглянулся Иосиф, и вскоре у них завязались романтические отношения. Их чувства были настолько сильными, что молодые люди решили пожениться.
В этом браке у актрисы родился сын Юлий. Несмотря на то, что Жеймо была женой режиссера, да и сама считалась именитой актрисой, работы в конце 30-х годов у нее было немного.
С началом войны Хейфиц вместе с детьми уехал в эвакуацию в Ташкент, а Янина осталась в блокадном Ленинграде. Днем она выступала перед раненными бойцами и горожанами, а по ночам дежурила на крышах и тушила зажигательные бомбы. И только в конце 42-го она решилась уехать к мужу, хотя все это время ей настоятельно рекомендовали покинуть город и даже предоставляли самолет.
Добираться до столицы Узбекистана пришлось на перекладных, дорога растянулась на несколько месяцев. В это время Хейфицу пришло страшное известие, что поезд, на котором добирались артисты из Ленинграда, разбомбили и Янина Жеймо погибла. Режиссер горевал недолго и вскоре привел к себе в дом другую женщину, Ирину, которая впоследствии стала его женой.
Для Жеймо предательство мужа оказалось настоящим потрясением. Поначалу актриса не подавала вида, что находится в глубочайшей депрессии. Но окружающие начали замечать, что Янина стала забывать слова, не узнавала друзей, не ориентировалась в пространстве. Ее часто видели на киностудии, сидящей в темном коридоре с сигаретой в руках и потухшим, потерянным взглядом.
Выйти из этого тяжелого состояния ей помог знакомый доктор. Он ей дал пузырек с лекарством и сказал, чтобы она принимала его каждый день по несколько капель. И пообещал, что после того как она его допьет, ей станет легче. И действительно случилось именно так, как предсказал врач. И когда повеселевшая актриса с ним встретилась, то он ей признался, что в пузырьке была обычная вода.
Вечная сказка
Самая известная роль Янины Жеймо – Золушка в одноименной сказке НадеждыКошеверовой. Фильм вышел на экраны в 1947 году, а снимать его начали в конце мая 45-го. Послевоенное время было очень тяжелым. На «Ленфильме» мало что осталось из реквизита, поэтому красивые королевские костюмы пришлось шить из занавесок. Мебель собирали по домам у знакомых. Артисты приносили из дома все, что можно было с натяжкой назвать царским.
За помощью обратились в Мариинский театр, где подобрали костюмы для массовки. Кстати, артисты Мариинки снимались в качестве придворных на балу. Поскольку у Жеймо размер ноги был 31-й, то обувь она могла покупать только в детских отделах. Поэтому в основном актрисе приходилось шить туфли и сапоги на заказ. Точно так же на заказ делали актрисе и хрустальные туфельки.
На самом деле Жеймо у многих вызывала раздражение, вокруг нее постоянно плелись интриги. Говорят, что ее недолюбливал Сталин, считая, что в кино должны сниматься такие красавицы, как Любовь Орлова. Вот и когда заговорили о том, что Янина Болеславовна в свои 37 лет будет играть 16-летнюю Золушку, то за ее спиной начали шептаться.
Актриса совершенно случайно узнала, что на ее роль пробуется еще одна претендентка. Жеймо заметила в костюмерной, что с ее платьем творятся непонятные вещи: то оно впору, то оказывается очень длинным. И одна из женщин-костюмерш обронила, что на Золушку пробуется 20-летняя балерина Мария Мазун. Но сценарист Евгений Шварцнастоял все-таки на кандидатуре Жеймо, которая могла показать внутреннюю красоту Золушки. Уже после выхода сказки, которая уже 70 лет является любимым фильмом миллионов, Шварц подарил актрисе котенка в знак восхищения ее работой. Маленький пушистик мгновенно стал любимцем артистки и ее детей.
К сожалению, «Золушка» была одной из последних работ Жеймо в кино. В 1954 году она сыграла маму одного из главных героев в картине «Два друга», снятого по повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома». На этом Янина Жеймо поставила точку в своей карьере. Ей было всего 45 лет.
Работа над фильмом «Золушка» совпала с переменами и в личной жизни актрисы. Выйти из глубочайшего душевного кризиса, связанного с предательством Иосифа Хейфица, ей помог не только доктор с чудодейственным лекарством, но и давний друг, польский режиссер Леон Жанно. Как потом рассказывала дочь актрисы Янина, ее мама вышла в третий раз замуж из благодарности.
После «Золушки» работы в Ленинграде не было, поэтому Жеймо вместе с супругом и детьми решилась перебраться в столицу. Полгода они жили в доме Эраста Гарина, который сыграл Короля в «Золушке».
Как выяснилось, ленинградскому семейству в Москве были не рады. Они снимали крохотную квартирку и жили на деньги, которые Янина Болеславовна зарабатывала дубляжом иностранных картин. Ее супругу было некомфортно жить за счет жены, к тому же в сложных бытовых условиях. И он решил вернуться на родину в Польшу. К тому же Леону Жанно предлагали там не только работу, но и благоустроенное жилье. И в какой-то момент Жеймо поддалась на уговоры мужа, решившись на переезд.
В 1957 году она вместе с мужем и сыном покинула Советский Союз. Ее дочь осталась в Москве, так как у нее уже была своя семья и она работала на «Мосфильме». Тридцать лет Янина Болеславовна прожила в Польше. Она научилась готовить и печь пироги, старалась повсюду сопровождать мужа. И при удобном случае ездила в СССР навестить дочь, внучку и друзей.
Жеймо умерла 29 декабря 1987 года в Варшаве, но по завещанию ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище. И уже 30 лет на могилке актрисы всегда лежат свежие цветы. Люди не забывают свою любимую Золушку.