С момента премьеры одного из самых успешных отечественных сериалов прошло уже почти 17 лет.
На роль Челищева режиссер и сценарист единогласно выбрали Дмитрия Певцова, а вот насчет Ольги Дроздовой в роли Кати Званцевой их мнения разделились…
Популярное: Стали известны шокирующие подробности смерти сына Андрея Разина
Остросюжетный криминальный сериал «Бандитский Петербург» был снят по мотивам восьми произведений Андрея Константинова. Премьерный показ первых двух частей фильма состоялся 1 мая 2000 года на телеканале НТВ. Всего же разными режиссерами было снято 10 сезонов. По мнению большинства зрителей, наиболее «крутыми» стали первые два телефильма — «Барон» и «Адвокат», снятые Владимиром Бортко.
В телефильме сыграло целое созвездие популярнейших российских актеров: Александр Домогаров (журналист Серегин), Евгений Сидихин (майор Кудасов), Дмитрий Певцов (Сергей Челищев), Ольга Дроздова (Екатерина Званцева), Алексей Серебряков (Олег Званцев), Евгения Крюкова (следователь прокуратуры Лидия Поспелова), Игорь Лифанов (капитан Владимир Колбасов), Михаил Пореченков (бывший опер Евгений Кондрашов), Армен Джигарханян (криминальный авторитет по кличке Гурген), Олег Басилашвили (прокурор Николай Прохоренко), Александр Лыков (Георгий Субботин) и др.
За минувшие годы, к сожалению, не стало многих исполнителей ключевых ролей. Ушли из жизни такие замечательные артисты, как Кирилл Лавров (вор в законе Барон), Лев Борисов (криминальный авторитет Антибиотик), Андрей Толубеев (подполковник Ващанов), Алексей Девотченко (капитан Степан Марков), Андрей Краско (Жора-Пианист), Зинаида Шарко (баба Дуся), Петр Вельяминов (Егор Алексеев), Анна Самохина (вторая исполнительница роли Кати Званцевой) и др.
Название сериала — «Бандитский Петербург» — появилось благодаря Владимиру Бортко. «Когда были написаны первые пятнадцать серий, он ходил-ходил, думал-думал, — вспоминал Константинов. — Потом обратился ко мне: «Андрей! У тебя же есть книга «Бандитский Петербург»?!» Я пытался объяснить, что она документальная и к сериалу не имеет никакого отношения. Но… спорить с режиссером — занятие абсолютно бессмысленное».
Многие персонажи сериала имели реальных прототипов. В их числе, например, Барон из первого фильма. Вор в законе жил в Питере, Константинову в начале 90-х посчастливилось взять у него супероткровенное интервью.
«Он в то время умирал от рака в тюремной больнице, — рассказывал журналист и писатель. — Понимал, что жить ему осталось всего ничего. Может, хотел после себя какую-то память оставить, а может, иная причина имелась. У меня с ним были две встречи. Публикация наделала шуму, а лично для меня это интервью стало судьбоносным».
Прототипом вора в законе Барона был настоящий криминальный авторитет Питера по кличке Горбатый, с которым актер Кирилл Лавров был лично знаком…
«Звали его Юрий Васильевич Алексеев, прозвище — Горбатый. «Погоняло» он получил за то, что во время краж частенько надевал накладной горб», — делится Андрей. — Самое смешное, что на его визитке так и было написано: «Главный специалист по антиквариату в Санкт-Петербурге. Алексеев чисто внешне действительно был аристократом. То, что произносит Лавров в фильме, — во многом подлинные слова Горбатого из интервью».
На съемках «Бандитского Петербурга» вдруг выяснилось, что Кирилл Лавров случайно познакомился с прототипом своего героя. Прочитав сценарий, артист вспомнил: много лет назад на улице к нему подошел пожилой человек и заговорил, как ему нравится все, что делает Лавров, и что вообще он — его любимый актер. Затем протянул свою визитку, на которой было написано: «Юрий Васильевич Алексеев. Главный специалист по антиквариату Санкт-Петербурга».
А вот глава криминального мира Санкт-Петербурга Виктор Павлович Говоров, он же один из любимых зрителями персонажей Антибиотик — собирательный образ. «Вор по кличке Антибиотик жил в Москве. Я переместил его в Питер и наделил чертами субъекта, который вором в законе как таковым не являлся, — говорит писатель. — Он был политиком, серьезным бизнесменом, эдаким теневым «решальщиком». Любил приглашать меня к себе и говорил, говорил, говорил…»
На кастинги приезжали очень известные актеры, разгорались жаркие споры по поводу того, кто и кого будет играть. На роль Челищева режиссер и сценарист единогласно выбрали Дмитрия Певцова, а вот насчет Ольги Дроздовой в роли Кати их мнения разделились. Константинов возражал против ее кандидатуры, но очень хотел, чтобы журналиста Серегина-Обнорского сыграл приглянувшийся ему на пробах Домогаров, против которого был Бортко.
«Я начал капать на мозги Бортко, что лучшей кандидатуры нет, — вспоминает Андрей. — Режиссер слушал, слушал, ворчал, ворчал, наконец сдался: «Ну ладно! Тогда не возражай, чтобы Дроздова сыграла Катю».
Андрей Константинов признается, что с сериалом все получилось совершенно случайно, «улыбнулась судьба». Когда в 1998 году ему позвонил Бортко и предложил написать сценарий, он ответил мэтру, что пишет только книги. Но писателю удалось уговорить режиссера пролистать его трилогию «Адвокат», «Журналист», «Сочинитель». Владимир Бортко перезвонил ему через два дня: «Я все прочитал, мне понравилось. Хочу это снимать». В итоге авторами сценария стали они оба. Деньги на съемки нашлись очень быстро — и работа закипела.
Премьерный показ «Бандитского Петербурга» имел эффект разорвавшейся бомбы. Улицы во время эфира сериала пустели, как во времена «Семнадцати мгновений весны». А две песни Игоря Корнелюка — «Город, которого нет» и «Ты для меня чужой» — стали хитами.