Что стоит за отставкой советника Трампа по нацбезопасности

трамп1

Майклу Флинну пришлось уйти, когда обнаружилось, что он дезинформировал Белый дом о своих переговорах с послом России в США и попытался это скрыть, дав возможность Москве при случае его шантажировать. В Белом доме начались раздоры, пишут СМИ, а "супердержавой нельзя управлять как супермаркетом". Кремль тоже в восторге от Трампа, утверждает Foreign Policy: Путин утратил свою монополию на геополитическую непредсказуемость.

"Майкл Т.Флинн, советник президента США по национальной безопасности, ушел в отставку в понедельник вечером после того, как обнаружилось, что он дезинформировал вице-президента Майка Пенса и других ведущих чиновников Белого дома относительно своих переговоров с послом России в США, — сообщают корреспонденты The New York Times. — Флинн, пробывший в этой должности меньше месяца, сказал, что дал "неполную информацию" о телефонном разговоре с российским послом об американских санкциях, наложенных в конце декабря, за несколько недель до инаугурации Трампа. Ранее Флинн отрицал какие бы то ни было серьезные переговоры с послом Сергеем И.Кисляком, и Пенс повторил его заявления в интервью".

Популярное: В Сети появилось новое интимное видео Королевой и Тарзана. Вы онемеете от увиденного!

"К сожалению, из-за быстрой смены событий я непреднамеренно дал избранному вице-президенту и другим неполную информацию о моих телефонных переговорах с российским послом", — признался Флинн

Флинн, давний и горячий сторонник Трампа, и в своем заявлении об отставке нашел возможность похвалить президента, который "всего за три недели" тот "переориентировал американскую внешнюю политику так, чтобы восстановить лидирующее положение Америки в мире".

Как замечают журналисты, Флинн "непреднамеренно проиллюстрировал и свою краткую беспокойную деятельность в Национальном совете безопасности, и хаос, охвативший Белый дом в первые недели администрации Трампа и создавший ощущение неуверенности по всему миру".

ФБР расследовало телефонные переговоры Флинна в связи с нарастающими вопросами о его взаимодействия с российскими чиновниками и его управление Национальным советом безопасности. Риск шантажа, на который указал Минюст, проистекал из попытки Флинна замести следы перед начальством, поясняют авторы. Русские знали, что именно говорилось в телефонных переговорах, и могли бы угрожать Флинну разоблачить его ложь, если бы захотели чего-то от него.

И.о. генпрокурора США Салли Йетс и глава ФБР в конце января адресовали юридическому советнику Белого дома сообщение, что есть основания полагать, что Майкл Флинн ввел в заблуждение высокопоставленных чиновников Белого дома относительно характера своих контактов с послом России в Америке, и предупредили, что советник по национальной безопасности является потенциально уязвимым для шантажа со стороны России, пишут репортеры The Washington Post, ссылаясь на действующих и бывших чиновников США.

В интервью The Washington Post от 8 февраля Флинн категорически отрицал обсуждение санкций с российским послом Сергеем Кисляком, однако позднее изменил свою версию, сообщив газете, что он "не может быть уверен в том, что тема не затрагивалась". По словам двух неназванных чиновников, "главной темой обсуждаемого звонка были санкции", но при этом "нет никаких подтверждений тому, что Россия предпринимала попытки воспользоваться расхождениями между публичными заявлениями чиновников Трампа и тем, что обсуждал Флинн".

Изначально директор ФБР Джеймс Коми был против того, чтобы сообщить Белому дому об опасениях Йетс: его беспокоило, что это может усложнить расследование спецслужбы по делу о возможных контактах соратников Трампа с Россией, пишет издание. Но "поворотным моментом" стал первый официальный брифинг пресс-секретаря Трампа Шона Спайсера 23 января, который сказал, что между российским послом и Флинном состоялся "только один звонок" и о санкциях речь не шла: обсуждалась "логистика организации звонка между Путиным и Трампом".

После этого, пишет газета, Йетс вновь обсудила вопрос с Коми, который уже не возражал против оповещения администрации президента.

"Майкл Флинн, советник по национальной безопасности, и Райнс Прибус, глава администрации Трампа, оказались в положении обвиняемых", — пишет корреспондент Le Figaro в Вашингтоне Филипп Жели. Обнаружив, насколько сложно руководить Белым домом, Дональд Трамп уже проявляет определенное разочарование в отношении нескольких ключевых сотрудников.

"Человек, который поменял трех руководителей избирательной кампании за 18 месяцев, не славится своей терпеливостью в отношении "лузеров". Несмотря на способность руководить в условиях хаоса, он выразил без обиняков свое раздражение ошибками, которыми сопровождалось утверждение его указа по иммиграции", — пишет автор о Трампе.

"Различные корректировки часто бывают необходимы в начинающих администрациях. Но случай Майкла Флинна может оказаться более щекотливым", — считает автор.

"В то время как расследование продолжается, ни одно слово поддержки не пришло из Белого дома. В самолете, который увозил Трампа во Флориду, где он собирался провести уик-энд, президент сказал, что он якобы "не в курсе", и пообещал "это посмотреть", — передает корреспондент.

Президентству Трампа угрожают распри, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Штефан Корнелиус. В увольнении советника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна нет ничего удивительного, так как в нарушение существующих правил Флинн вел переговоры с Москвой о судьбе антироссийских санкций и "вдобавок целый ряд некомпетентных действий свидетельствует о том, что этот человек не справлялся со своими обязанностями".

"Правда, похоже, что не справляется, прежде всего, сам Трамп, который вынужден наблюдать за тем, как его ближайшие советники из Белого дома размахивают грязным бельем на различных ток-шоу", — замечает автор.

Каким бы развлечением ни были эти баталии для противников Трампа, на деле они являются весьма опасными: "супердержавой нельзя управлять как супермаркетом", пишет обозреватель. Несмотря на все свои промахи, Флинн был одним из немногих, кто выполнял роль буфера между Трампом и его "всадниками Армагеддона" — такими, как Стив Бэннон. "Как бы Трамп ни пытался продемонстрировать, что он стоит над схваткой, именно люди из его окружения разрушают его президентство", — уверен Корнелиус.

Американские спецслужбы объявили войну Трампу, утверждает автор статьи в немецком журнале Stern Нильс Крузе.

В истории США еще не было примера, чтобы какой-либо президент так сильно сомневался в собственных спецслужбах, как это все чаще и публично демонстрирует Дональд Трамп, пишет автор. После инаугурации он подал в знак примирения руку сотрудникам спецслужб, но их отношения, кажется, безнадежно испорчены. Так, бывший сотрудник АНБ США Джон Шиндлер написал в британской Observer со ссылкой на своих высокопоставленных коллег, что "отныне спецслужбы намеренно скрывают информацию от американского правительства, поскольку не доверяют команде из Белого дома".

"Белый дом практически ежедневно проявляет бестактность, что указывает на серьезные проблемы в команде, — утверждает Шиндлер. — Президент противоречит нашим сотрудникам, оскорбляет и недооценивает нашу работу. А его советник по национальной безопасности, кажется, вообще не способен сконцентрироваться на основных аспектах безопасности".

В центре внимания находится советник по национальной безопасности Майкл Флинн, говорится в статье. "В частности, в декабре Флинн обсуждал во время телефонных разговоров с российским послом Сергеем Кисляком вопросы санкций, что он позднее опроверг", — говорится в статье.

Шиндлер написал, что "Флинн должен был знать, что подобные телефонные разговоры, как правило, прослушиваются, поэтому отрицать что-либо было бессмысленно. Возникает вопрос: либо Флинн чересчур глуп, либо он чересчур заносчив".

Уже во время передачи полномочий в ноябре-декабре прошлого года Дональд Трамп отказался от ежедневного брифинга с сотрудниками спецслужб, говорится далее. Трамп захотел получать данные от спецслужб лишь раз в неделю, а также, по всей видимости, дал указание своему советнику по безопасности подавать секретную информацию всего на одном листе бумаги и укладываться в девять пунктов максимум. Спецслужбы расценили подобную просьбу президента как недооценку их работы, указал Шиндлер.

"Кремль начинает беспокоиться из-за Трампа", — пишут председатель Центра либеральных стратегий (София), научный сотрудник Института гуманитарных наук (Вена) Иван Крастев и профессор Нью-Йоркского университета Стивен Холмс в статье для Foreign Policy .

"Последнее, чего ожидало российское правительство, это оказаться в 2017 году лицом к лицу не с революцией прошлого, а с революцией настоящего — радикальной сменой режима в США в результате победы на выборах Дональда Трампа", — утверждают авторы.

"Российские политики во многом оказываются в положении немецкого генштаба сто лет назад", — говорится в статье. В 1917 году немецкое правительство "разрешило некоторым лидерам партии большевиков, в том числе Ленину, вернуться в Россию". Надежды возлагались на то, что революция в России выведет страну из войны — и этот план сработал. Однако к началу 1918 года Берлин начал опасаться, что вирус революции может с катастрофическими последствиями вернуться в Германию, говорится в статье.

Беседы с российскими политиками и экспертами свидетельствуют о том, что ныне они начали испытывать похожие сомнения и опасения. Это правда, что приход к власти Трампа открывает возможности для "нормализации" отношений России с Западом, начиная с ослабления или даже отмены санкций, рассуждают авторы. Однако при Трампе в Белом доме Путин утратил свою монополию на геополитическую непредсказуемость.

"Способность Кремля шокировать мир, проявляя инициативу и разрушая привычные международные правила и обычаи, позволяла России играть завышенную роль на международной арене и затевать дела, которые ей были не по зубам. Теперь Путин вынужден делить способность держать мир в замешательстве с новым американским президентом, гораздо более сильным, чем он сам", — говорится в статье.

По мнению авторов, Кремль опасается, что Трамп может быть свергнут или даже убит. Его отставка, по словам кремлевских инсайдеров, непременно развяжет яростную двухпартийную антироссийскую кампанию в Вашингтоне. Конечно, их тревожит и то, что "он может оппортунистически переключиться на жесткую антимосковскую линию".

"Кроме того, президентство Трампа осложнило отношения Москвы с Китаем и Ираном", — отмечают Крастев и Холмс.

"Некоторые националистические круги в России все больше симпатизируют бунтарским методам Трампа, и это опасно с точки зрения Кремля", — говорится в статье.

Что весьма интересно, простые россияне с готовностью сравнивают Трампа с Борисом Ельциным в первые годы у власти — импульсивным, харизматичным, доверяющим только своей семье и готовым обстрелять парламент, если это поможет укреплению его власти. Проблема для Кремля состоит в том, что Ельцин был революционным лидером, а Путин решил сделать 2017 годом осуждения, а не празднования революций, заключают авторы.