Кыргызстан готов к воскресному референдуму и выборам

6

Председатель ЦИК Кыргызстана Нуржан Шайлдабекова рассказывает Ц-1 о референдуме по изменению Конституции страны и выборах депутатов местных советов 11 декабря, передают Новости в Мире

Кыргызстан не имел много времени, чтобы подготовиться к назначенному на 11 декабря референдуму.

Большинство кыргызстанцев не понимает его цели и назначения, а тем более не разобралось, как отвечать на требования властей одобрить или отклонить поправки аж к 30 статьям Основного закона страны.

Все развивалось стремительно: 10 ноября Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана) принял закон о проведении референдума. Уже 11 ноября президент Алмазбек Атамбаев его подписал.

Председатель Центризбиркома (ЦИК) Кыргызстана Нуржан Шайлдабекова в интервью Ц-1 попыталась прояснить и объяснить, что будет происходить в воскресенье в стране.

— Времени на подготовку было мало. ЦИК готов к референдуму?

— Да. Все необходимые мероприятия ЦИК успел провести вовремя.
Мы впервые проводим два важнейших мероприятия в один день – референдум и выборы депутатов местных советов.

Благо новая избирательная модель – голосование с использованием биометрики – была апробирована на последних парламентских выборах в октябре 2015 года.

Избиратели, не прошедшие процедуру сдачи отпечатков пальцев, не смогут принять участие в голосовании.

— Нуржан Кармабековна, сколько человек сдали биометрические данные?

— По данным Государственной регистрационной службы (ГРС),
на 1 декабря в списках избирателей числится 2 851 952 человека. То есть все, кто сдал биометрику и внесен в электронную базу данных.

— Избиратели не запутаются в выборе депутата и новой Конституции?

— Хочу уточнить несколько принципиальных моментов. На референдуме избиратели могут проголосовать и по месту проживания, а не только по прописке. В этом случае будет действовать принцип единого республиканского округа. Как было на выборах Жогорку Кенеша в 2015 году.

В то время как на выборах депутатов местных советов – только по прописке. Жители Джалал-Абада не смогут проголосовать в Бишкеке, и наоборот.

Я прописана в Канте (город в 20 км от Бишкека). Поэтому по изменениям в Конституцию проголосую по месту жительства – в Бишкеке. Для того чтобы выбрать депутатов местных советов, мне придется потратить 40 минут и съездить в свой город. Мы выбираем не республиканский парламент, а местные советы. Поэтому будет действовать принцип территориальности.
Мы предполагаем, что у некоторых избирателей возникнут вопросы по этому поводу. Недопонимание, безусловно будет. Но таковы правила. Принцип территориальности действует во всем мире. Не только в Кыргызстане.

— Видимо, на референдуме будет зафиксировано больше голосов, нежели на выборах депутатов?

— Цифры будут разные, конечно. Потому что выборы депутатов проводятся не во всех населенных пунктах Кыргызстана. Всего – в 411 городах и селах. Годом раньше мы уже провели выборы в 32 населенных пунктах. Еще в 70 городах и селах выборы депутатов местных советов только предстоят.

А на референдуме голосование будет проходить в каждом городе и селе республики.

— Было много споров по конституционной реформе, конфликтов в кампании по выборам депутатов. Как-то это отражалось на работе ЦИК?
— Споры по политическим мотивам в Кыргызстане были, есть и будут. Это нормальный процесс.

Мы должны создать со своей стороны все предпосылки для доверия граждан к избирательному процессу. Голосование по биометрическим данным исключает влияние административного ресурса, использование «каруселей» (когда один человек голосует несколько раз), вброс бюллетеней пачками.

Каждого избирателя идентифицирует не работник комиссии на участке, а компьютер. Влияние человеческого фактора здесь полностью исключено.
Идет очищение самого выборного процесса. Но, к сожалению, минусы еще остаются. Если нельзя подкупить компьютер, то можно заплатить за голоса избирателей.

ЦИК пока не в состоянии бороться с тем, что претенденты на депутатские мандаты используют не программные идеи, а деньги для убеждения избирателей.

— Впервые за все время независимости Кыргызстана на референдуме и выборах не будет присутствовать миссия наблюдателей из Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). С чем это связано?

— Мы направили в свое время запрос в ОБСЕ. Официально БДИПЧ объяснило свое отсутствие тем, что из Кыргызстана поздно пришел запрос (за месяц до начала референдума), занятостью наблюдателей в выборных процессах в других странах и ограниченностью финансовых ресурсов.

11 декабря будут проходить парламентские выборы в Македонии и Румынии. Миссия БДИПЧ до сих пор работает в Узбекистане, где 4 декабря состоялись выборы президента.

ЦИК Кыргызстана зарегистрировал 181 международного наблюдателя из 25 стран и около 100 журналистов из ближнего и дальнего зарубежья.