Новость об убедительной победе республиканского кандидата на выборах в Соединенных Штатах прозвучала для многих как гром с ясного неба. Все расчеты и расклады показывали, что прочное лидерство удерживает Хиллари Клинтон. Голоса американских избирателей продемонстрировали, что все предварительные прикидки основывались на неверных данных. И если американскую прессу можно обоснованно винить в желании подыграть своему кандидату, прогрессивной и привычной Клинтон, то социологические службы, репутация которых зависит от точности замеров и прогнозов, просто провалились, передают Новости в Мире
Они так и не заметили того большинства избирателей, которое проигнорировало массированную и совершенно обоснованную критику Трампа, и предпочло его простые тезисы и обещания изменений клинтоновской политической искушенности. Причины произошедшего будут долго и тщательно изучаться, но уже очевидно, что простыми американцами руководило желание высказать протест действующей власти и существующим порядкам, которые для них воплощала Клинтон.
Недаром ее ожидавшуюся победу называли «третьим сроком Обамы». При том, что к уходящему президенту в целом сохраняется неплохое отношение, лучше, чем к кандидатам, составившим финальную пару, избиратели захотели изменений. Аргумент, что бывшая первая леди, сенатор и госсекретарь имеет уникальный опыт, работал против нее: надоела и надоели. Да, Трамп – рискованный выбор, но его избиратель настолько недоволен обстоятельствами своего повседневного существования, что решил рискнуть, терять особо нечего.
Когда им говорили, что этот парень не любит женщин, мусульман и мексиканцев, они только отмахивались, дескать, не это сейчас важно. В то же время, парадоксально, в этом решении поддержать кандидата, ни одной минуты не работавшего в государственных органах и даже не служившего в армии, уполномочить его управлять самой мощной страной в мире, кроется несокрушимая вера американцев в свое государство: не сломается.
Безусловно, Трамп на предвыборной сцене и Трамп в тиши рабочего кабинета – это два разных человека. Он прагматичный бизнесмен, поддерживающий тесные и выгодные контакты внутри верхушки американского истеблишмента, так резко им критикуемого. И все равно он остается фигурой малопонятной, не совсем ясно, чего от него ожидать, и эта нервозность сказывается, в частности, на биржевых индексах. И в интересах самого нового президента после инаугурации и даже до нее продемонстрировать стране и миру, что его внешняя экстравагантность не будет перенесена на политику Соединенных Штатов.
От непродуманных шагов постарается его удержать и Республиканская партия. Впервые за долгие годы образовалось подавляющее большинство во власти: президент и большинство конгресса и сената принадлежат республиканцам. Было бы непростительно не воспользоваться такой уникальной возможностью, чтобы не навязать стране свою повестку дня, закрепив ее законодательно.
Но тут возникает главный вопрос: какова эта повестка? Да, народ Америки выразил недовольство и отдал право исправить ситуацию республиканцам и их кандидату. Что с этой огромной властью делать? Кроме того, многие республиканцы сами не ожидали победы Трампа, часть и вовсе от него открестилась, опасаясь, что он своими речами и выходками кинет тень на их политические карьеры.
В случае победы Клинтон всерьез ожидался раскол и образование по меньшей мере двух партий на развалинах прежней Республиканской. А тут вместо похорон объявили свадьбу.
Уйдет какое-то время на то, чтобы поменять настроение и сменить костюмы. Выборы закончились, но наблюдать за США не стало скучнее. Это, кстати, выгодно отличает победу Трампа от несостоявшейся победы Клинтон. Ну, а то, что приход к власти в Белом доме первой в истории женщины откладывается на неопределенное время, это самое незначительное последствие этой кампании.