Французский артист Шарль Жерар скончался на 97-м году жизни.
Человек, профессионально работающий в кинематографе, никогда не произнесет слов «второстепенная роль». Он скажет: «Роль второго плана». И это будет правильно. Потому что в любом кинокадре есть два плана – первый и второй. То, что происходит на первом, ближе по отношению к зрителю в зале, чем то, что происходит на втором. Но это не значит, что всегда важнее. Как сказал когда-то знаменитый киноактер, игравший у Андрея Тарковского: «Я так и не смог понять, что было для него важнее в кадре — моё лицо прямо перед объективом камеры или лошадь, проскакавшая в это время на втором плане».
Имя Шарля Жерара, который как раз был мастером ролей второго плана, у нас малоизвестно – но практически все, кто помнит французское кино 70-х годов, узнают его по фотографии. Кстати, считается, что Жан-Поль Бельмондо, с которым Жерар дружил 60 лет, в 1948-м году сломал ему в любительском боксерском поединке нос. Но если взглянуть на фото, то нос у Жерара гораздо круче, чем сплющенная переносица у Бельмондо. И Бельмондо было тогда всего 15 лет, а Жерару уже 25 или 26, так что еще вопрос, кто в этом поединке победил.
Наш зритель знает его в первую очередь по роли фотографа в фильме «Игрушка», где главную роль играл Пьер Ришар. Появляется он там на экране всего несколько раз, но внешность у него настолько характерная (кстати, настоящая его фамилия – Аджемян или Ачемян, он – армянин, чья семья эмигрировала из России в 1920-м году), а манера игры настолько выразительная, что он годами спустя постфактум кажется там одним из важных персонажей.
За это Жерара любили многие большие французские кинорежиссеры. У одного только Клода Лелюша он снялся в 18-ти фильмах, среди которых надо выделить (и рекомендовать посмотреть сейчас) «С Новым годом», где у Жерара довольно большая роль и он образует блестящий актерский дуэт с Лиио Вентурой. С Вентурой он, кстати, «по жизни» дружил, как и с Бельмондо.
Ну а 96 лет – не самый плохой срок для жизни. Так что можно с легким сердцем поаплодировать, как нынче стало принято в таких случаях, уходящему прекрасному актеру.