Суперсултан: Эрдоган снова стал президентом. Что это значит для Турции

Досрочные выборы президента и парламента прошли 24 июня. С этого дня турецкий лидер получает почти неограниченную власть.

В Турции прошли досрочные президентские и парламентские выборы, на которых победил действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган, а правящая партия хоть и не получила большинства, но сможет создать коалицию с союзниками. 

Популярное: Мы вне религии…»: Ксения Собчак боится за жизнь своего ребенка

С сегодняшнего дня Турция начинает жить по новой редакции конституции, которая наделяет президента почти неограниченной властью.

В воскресенье, 24 июня, в Турции прошли президентские и парламентские выборы. В Турции зарегистрировано около 59 миллионов избирателей, и явка составила 87 процентов — это на 13 процентов больше, чем на президентских выборах 2014 года.

Несмотря на критику со стороны представителей западных институтов, заявлявших, что проведение выборов во время режима чрезвычайного положения недопустимо, глава оппозиционной НРП Кемаль Кылычдароглу заверил, что "серьезных проблем" в ходе голосования не было.

Участки для голосования работали с 8 до 17 часов по местному времени. Избиратели впервые в один день избирали и президента, и парламент.

Выборы прошли более чем на год раньше запланированного срока — они должны были состояться 3 ноября 2019 года — и завершили процесс перехода страны от парламентской к президентской республике. 

По данным, опубликованным государственными СМИ, по итогам подсчета 96 процентов голосов Эрдоган набирает 52,7 процента голосов. Его ближайший соперник оппозиционер Мухаррем Индже набрал около 30 процентов голосов.

За рубежом правом голоса воспользовались более трех миллионов человек в 60 странах и 123 представительствах. По итогам голосования за рубежом Эрдоган тоже оказался на первом месте при 59,57 процента голосов.

Всего в выборах приняли участие семь партий в составе альянсов и три партии вне блоков. Правящая Партия справедливости и развития, Партия националистического движения и Партия великого единства вели предвыборную борьбу в рамках Народного союза.

Республиканская народная партия, Хорошая партия, Партия благополучия и Демократическая партия — в составе Национального альянса. Демократическая партия народов, партия Дело свободы и партия Родина самостоятельно участвовали в предвыборной гонке.

Правящая партия заняла первое место, но по сравнению с выборами 1 ноября 2015 года потеряла около семь процентов голосов. Согласно официальным результатам, Партия справедливости и развития, набрав 42 процента голосов, получила 293 места в парламенте.  

На конституционном референдуме в апреле 2017 года Эрдогану удалось победить с минимальным перевесом — 51 процент против 49 процентов.

Принятое на том референдуме решение — а именно значительное расширение президентских полномочий — вступает в силу как раз после нынешних выборов. Поэтому их дату турецкий президент приближал, как мог.

Необходимость досрочных выборов президент Турции объяснял тем, что "на каждом шагу" власти приходится сталкиваться с несовершенствами "старой системы", которую давно пора отправить пылиться на полку истории.

Стоит отметить, что в последний год Эрдоган терял поддержку населения из-за начавшихся после попытки госпереворота массовых арестов, в том числе представителей оппозиции, журналистов и преподавателей вузов, а также из-за сложной экономической ситуации в стране.

По данным ООН, в результате правительственной стратегии закручивания гаек и борьбы с инакомыслием более 160 тысяч человек в Турции оказались за решеткой после попытки переворота.

Как отмечает аналитический центр Carnegie Moscow Center, Эрдогана еще до этих выборов называли "суперсултаном".

После переизбрания он сможет назначить полностью подконтрольное себе правительство, на которое не может повлиять парламент, — ранее в Турции парламентарии формировали кабинет министров.

Новый глава государства получит расширенные полномочия, в частности он сможет самостоятельно назначать высокопоставленных чиновников и издавать указы без одобрения парламента. При этом пост премьер-министра будет упразднен.

Парламент будет иметь право начинать расследование против вице-президентов и министров — но не против президента.