Сердце Нины Михайловны остановилось 21 апреля 2018 года. Народная артистка страны скончалась в своем доме в Москве.
Ей было 83 года. Она долго болела, но до последнего не теряла надежды вновь вернуться на сцену «Современника», вновь вернуться к своим студентам Щукинского училища.
Популярное: «Она была очень щедра на слезы» — Ахеджакова смеялась на панихиде по Дорошиной
24 апреля с Ниной Михайловной прощались со сцены ее родного театра, где она прослужила 60 лет и до конца своей жизни. В последний путь ее провожали безутешные близкие, друзья, коллеги, преданные поклонники. Сдерживать слезы не пытались даже мужчины.
Сотни людей, возложив цветы, не решались уходить. Но завешанный черными полотнами зал не мог вместить всех.
Когда вереница скорбящих начала заполнять зал «Современника», перед гробом, опустив голову, уже сидела Галина Волчек. И никакие темные очки не смогли бы скрыть скорбь «железной леди» отечественного театра. Как мог, Галину Борисовну пытался утешать Сергей Гармаш, которому, наверное, тоже не помешала поддержка.
— За кулисами мы ее звали «наш любимый Нинок», — сдавленным голосом, еле слышно открыл церемонию Сергей Гармаш. — Я был счастлив тому, что 18 лет играл с ней один спектакль. Когда она кричала «Да провались ты со своим сыном!», я думал, у нее сердце разобьется. Она играла, как жила. Она — не просто история и гордость нашего театра. Она — наше сердце, наш Нинок. Великая российская актриса.
Передавая слово Владимиру Меньшову, Сергей Гармаш подчеркнул: «У меня много кино, но такого кино как «Любовь и голуби» нет. Такого кино, которое знают все».
— Во времена моей молодости, учебы Нина Дорошина была предметом всеобщего восхищения, — вспоминает Владимир Валентинович. — Но в кино у нее не очень получалось, ей доставались роли подружек героинь, не самые выигрышные роли. Но она дожила до своей роли, которая перевела ее из разряда очаровательных, прекрасных актрис в национальное достояние. Это роль в спектакле «Любовь и голуби», который, на мой взгляд, был на разрыв аорты. Она в этой роли проникла в национальный код. Я много потом видел Надюх в разных театрах — и близко не подходили к тому, что делала великая русская актриса Нина Михайловна Дорошина. Это был ее звездный час и она им воспользовалась в полной мере. Я счастлив, что я сумел перенести это ее актерское достижение на экран. Это больше, чем актерская работа. У меня были попытки найти кого-то другого, но они все терпели поражение. Она выдала эту потрясающую русскую женщину. Когда мы работали над этой картиной, это был нескончаемый праздник, главную ноту в котором задавала Нина. Самая светлая ей память.
Александр Михайлов медленными, неуверенными шагами зашел в уже заполнившийся черный зал. В руках он растерянно сжимал длинные красные розы. Казалось, он сейчас поранит руки о шипы. Актер не решался подойти к гробу, он стоял среди людей, пропуская всех, кто был за ним. Через несколько минут Александр Яковлевич набрался решимости, возложил цветы и в последний раз взглянул на свою экранную жену, коллегу и друга.
— Не знаю, что говорить, просто не знаю. Я потерял в своей жизни какую-то поразительную ноту, — тяжело вздыхает Александр Михайлов. — Есть дата рождения и дата смерти. Между ними есть прочерк, он и есть вся наша жизнь. У Нины вместо этой черточки можно поставить слово «любовь». Просто любовь. Эта бесконечная любовь к зрителю, бесконечная преданность театру. Этот фильм живет уже более 30 лет! Ко мне каждый подходит, жмет руку. Кто-то почему-то называет меня «Людк, а Людк». Но меня это не оскорбляет, а наоборот радует. Значит, помнят. Из тех сцен, которые Володя Меньшов вынужден был вырезать из фильма, можно было бы сделать двухсерийную телевизионную картину. Никакого ремейка, потому что повторить тот ансамбль невозможно. Нина, потрясающая Нина, искрометная, обаятельная, любящая все и всех, очень ранимая, родимая. Ее переиграть невозможно. Она так отдается событию, так верит в предлагаемые обстоятельства, так верить в партнера, что бездарный актер сыграет с ней профессионально. Ее переиграть невозможно. И ненужно. Жаль, что она мало снималась. Но, наверное, то кино, которое есть сегодня, не совсем ее кино, где море трупов и море крови, где убить человека — все равно, что высморкаться. Это и не мой кинематограф, я тоже в нем не участвую. Прощай, Нина!
Нина Дорошина училась Щукинском училище и больше 35 лет преподавала в родном вузе. Прощаться с ней пришли ее благодарные студенты, пришли преподаватели и руководство.
— Единственное, во что не хочется верить, это в смерть. Она радовалась жизни каждую секунду, — сказал Евгений Князев, актер, ректор «Щуки».
Превозмогая болезнь, Валентин Гафт пришел почтить память знаменитой коллеги и подруги.
— Все говорят, ты великая артистка. Ты — великий человек! — воскликнул Валентин Иосифович. — Там была настоящая боль, красота и мощь отчаяния от жизни. Жизнь короткая, кончается все быстро. Я ее любил. Несовместимо, как она хотела жить. Ее любили такие мужчины, как Олег Николаевич Ефремов, Олег Даль. Счастливо тебе там, мы с тобой!
— Когда Нина выходила на сцену, это был праздник, — взял слово Авангард Леонтьев. Нина — это праздник. Она и жизнь ощущала как праздник. Она не только не старела в своем сознании, но даже не взрослела. В ней было очень много от ребенка. Она жила верой, что она на сцене будет до конца. Она радовала окружающих всем, что делала!
— Уходит поколение, — грустно продолжила Лия Ахеджакова. — Это был совершенно неповторимый человек. Она была совершенно особенная. В ее характер входило столько смешного, трогательного, и резкого, и отчаянного. Она была очень щедрая на слезы и наша сцена вся в Нинкиных слезах. Одинокая, очень гордая, очень любящая в себе это чувство актерства. Она, как актриса, очень много могла подарить ученикам своего личного, ни на кого не похожего опыта. Прощай.
Среди тех, кто пришел проводить Нину Дорошину, были Александр Ширвиндт, Александр Олешко, Эдуард Артемьев, Тамара Дегтярева, Татьяна Тарасова и многие другие. Телеграммы с соболезнованиями отправили глава правительства России Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин, Константин Райкин, Александр Калягин и другие.
Когда гроб с телом актрисы выносили из театра, традиционные для артистов аплодисменты не смолкали больше 15 минут.
Она не много снималась в кино, но, вопреки всему, оставалась популярной. И — вот удивительно — по прошествии времени популярности этой становилось даже больше. Нину Дорошину приняла и полюбила современная молодежная среда.
Кто не знает круглолицую, румяную Надюху…Буквально на днях по фейсбуку ходил уморительный скрин из «Любови и голубей», где к образу Надюхи в деревенском наряде приделали подписи а-ля «Вог». «На Надежде: тренч из габардина с оригинальными пуговицами Берберри — 145 тысяч рублей, рейтузы «Александр Вонг» — 8946, сумка «Биркин»… Она бы и сама посмеялась. Она работала с молодыми, была, что называется, «в теме». Но только вчера ее выписали из больницы, а сегодня Нины Дорошиной не стало
Говорят, Дорошина умела так проникновенно и достоверно играть непростые любовные истории потому, что сама в личной жизни прошла через все круги этого чувства. И ад, и чистилище, и рай. Сложные отношения с Олегом Ефремовым, недолгий брак с Олегом Далем, наконец, тихая счастливая гавань второго брака с Владимиром Ишковым, мастером по свету в "Современнике"… Вот и в интервью Дорошиной разных лет тема любви всегда пробивалась на первый план, хотя о личном Нина Михайловна говорить не любила