Добрый и грустный, гостеприимный и великодушный, а однажды даже вздорный и капризный, но всегда неизменно любимый актер радует своими ролями не одно поколение зрителей.
Каким Леонов был в жизни?
Евгений Леонов биография
Родился Евгений Павлович в самой обычной московской семье, где жил в коммуналке со страшим братом, мамой-домохозяйкой и папой, служившем инженером на авиационном заводе.
Примечательно, что оба мальчика, как и папа, хотели связать свою жизнь с авиацией.
Во время войны мама тоже пошла трудиться на тот же завод, а чуть подросший Женя, окончив семилетку, поступил в авиационный техникум. Он быстро понял, что учится не там, где ему хотелось бы.
Мысли постоянно возвращались в тот короткий промежуток школьного времени, когда они с ребятами вместе написали пьесу и хотели ее поставить.
Это был уютный пришкольный драматический кружок. Активные школьники сами придумали сюжет, распределили роли и стали репетировать.
Поставить свой спектакль им не удалось, зато сам процесс увлек полненького и неуклюжего Леонова так, что он всерьез задумался связать свою жизнь с драматическим искусством.
В авиационном техникуме тоже обнаружился свой кружок самодеятельности, куда Женя и отправился.
А, получив диплом учебного заведения, ни дня не раздумывал и был уверен: ему нужно пробиваться в актерскую профессию.
Он отправился в Московскую театральную студию – поступать. Казавшегося очень приземленным и серым, полного и несуразного паренька приемная комиссия рассматривала с особой тщательностью.
Евгению Павловичу пришлось прочесть весь знакомый ему репертуар, прежде чем педагоги дали добро. В парне определенно что-то было, но вот как достать искорку таланта из грустного опыта, сопутствующего его доактерской жизни?
АКТЕР
Зигзаг удачи (1968)
Зигзаг удачи (1968)
Несмотря на то, что на Леонова не делали больших ставок, после вуза его распределили в театр имени Станиславского.
Впрочем, роли молодым актерам перепадали совсем редко, да и то разве что в массовке.
Зарплаты театрального актера на жизнь не хватало. Леонов стал пробоваться в кино, но и там его особый колорит не рассмотрели. Стране требовались другие герои – статные и красивые. Разве смешной невысокий человечек с печалью в глазах мог представлять великую державу на кинолентах?
Кроме неподходящей внешности, актер обладал еще и совершенно ненужными артисту качествами – он был робким и стеснительным человеком, и никакие публичные появления на сцене не могли вылечить эти качества.
Тем временем на сцене он стал появляться все чаще, а в 1947 году, наконец, был утвержден на свои первые кинороли – сначала в массовке, а потом в эпизодах.
В кинофильме «Морской охотник» в середине 50-х он наконец-то появился в роли со словами. Там он играл кока, которому по сценарию нужно было петь песенку.
Актер рассказывал: «Это было для меня очень стеснительно. И оркестр, и все на меня вытаращились. Я запел так, что пюпитры закачались, но все-таки каким-то образом я пел песенку с моим-то слухом…»
ГЛАВНЫЕ РОЛИ
Большая перемена (1972-1973)
Большая перемена (1972-1973)
И все-таки песенка понравилась! В середине 50-х Леонова позвали сразу на два кинофильма, где ему довелось сыграть более масштабные, чем раньше, роли. Он был Снегиревым в «Деле Румянцева», а потом Пашкой Еськовым в «Дороге». В обеих лентах Леонов был утвержден на сложные психологические роли.
Актер говорил в своих интервью, что тогда был еще совсем мальчишкой, многого не умел, зато умел фантазировать, пробираться через дебри собственного незнания, учиться…
К тому же Леонову здорово помогал весь актерский состав, а режиссеры поощряли фантазию и даже перестраивали некоторые кадры, внимая виденью молодого коллеги.
Перемены наметились и в театре. До этого ни разу не видевший главных ролей Леонов, вдруг был утвержден вместо самого Яншина на «должность» Лариосика в «Днях Турбиных». Евгений Павлович старался, рос, развивал роль, но от руководителя получал только критику.
Ругал его до самой своей смерти, хотя Леонову не раз передавали, что Яншин всерьез считает его лучшим учеником и работой Жени доволен. Но чтобы мэтр сказал это лично?! Да где это видано!
ЛЮБОВЬ
Обыкновенное чудо (1978)
Обыкновенное чудо (1978)
Наконец-то получив значимую роль, Леонов в составе труппы театра отправился на гастроли. В Свердловске ставилось несколько спектаклей, и артисты прожили там некоторое время. Именно в этом городе Евгений встретил девушку, с которой немедленно захотел связать свою жизнь.
Судьбоносный случай произошел, когда Леонов с приятелем отправились на вечернюю прогулку по городу. Леонов заметил двух очаровательных студенток, но, стеснительный и застенчивый, очень боялся заговорить первым. На выручку пришел тот самый приятель.
Парни пригласили девчонок на спектакль, а после него уже влюбленный Женя гулял с девушкой по ночному Свердловску и читал ей стихи.
Позвал в Москву, надеясь на продолжение отношений, но та не сразу доверилась актеру.
Ее звали Ванда, она происходила из интеллигентной семьи, которая Леонова в качестве будущего зятя никак не хотела принимать. Но он, как и обещал, стал звонить, позвал возлюбленную в гости и познакомил со своими родителями. Те невесту одобрили, тогда Евгений Павлович сделал ей предложение.
Она согласилась, поставив родителей перед фактом, что выходит замуж и переезжает в столицу.
Они поселились в Москве. Бросившая Свердловское музыкальное училище Ванда скоро поступила на театроведческое отделение ГИТИСа, а окончив его, стала работать в одном с мужем театре в литературной части.
Через два года у супругов родился сын Андрей. Сегодня он стал актером. Играет в театре и снимается в кино. Зритель знает его по роли папы в комедийном сериале «Папины дочки».
ЗНАМЕНИТОСТЬ
Афоня (1975)
Афоня (1975)
В начале 60-х Евгений Леонов проснулся знаменитым. На экраны вышла комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс». Вот здесь и пригодилась некогда «неэкранная» и даже немного комичная внешность артиста.
Он блестяще справился с ролью незадачливого «укротителя», а также первым в СССР снялся обнаженным.
Со свойственной актеру иронией он вспоминал: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу. Сцена, где мой горе-укротитель убегает от тигра, выскочив из ванны, поразила министра культуры Фурцеву. Потом было много нареканий…»
После звездной роли в Леонове рассмотрели отличного комедийного артиста. Обрадовавшись успеху, Евгений Павлович брался за все подряд, но режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин еще во время съемок понял, что Жене еще раскрываться и раскрываться.
Спустя три года после триумфального укротителя, он предложил Леонову сложную драматическую роль в своей «Донской повести».
Несмотря на то, что худсовет протестовал: комедийного актера – в такую сложную драму?! – Фетину все же удалось утвердить Леонова, а тому на удивление легко далась роль. К тому времени у Евгения Павловича уже был свой сынок, которого он боялся избаловать своей любовью и мягкотелостью. Вот и наворачивались слезы у актера от нежных чувств к ребенку.
Он сыграет еще множество сложных, смешных, пронзительных и обаятельных персонажей, станет голосом любимого всеми Винни Пуха, но в 1988 году его доброе чувствительное сердце впервые не выдержит нагрузок.
После клинической смерти всеми любимый, узнаваемый и титулованный Евгений Леонов 16 дней пролежит в коме, а потом сможет восстановиться за четыре месяца и снова начать репетировать. Но теперь сердце напоминало о себе каждый раз. От многих ролей пришлось отказаться.
Через шесть лет, собираясь в театр, он вдруг удивленно вскинет глаза и медленно опустится на пол. На этот раз смерть забрала его мгновенно, больше не дав возможности выйти на подмостки.