Вчера, 25 июня, не стало одной из самых ярких звезд легендарного МХАТа. Театр скорбит об Ольге Барнет. «В Художественном театре горе», — сообщили в пресс-службе МХТ им. Чехова.
Советская и российская актриса театра и кино Ольга Барнет скончалась после продолжительной болезни. Незадолго до смерти народная артистка РФ сделала свое последнее распоряжение — отказалась от публичного прощания.
Третьего сентября 2021 года Ольге Борисовне могло бы исполниться 70 лет. Скорбное сообщение появилось на сайте театра, которому Барнет посвятила всю свою сознательную жизнь.
Ольга Барнет родилась в творческой семье. Ее родителями были актриса Анна Казанская и режиссер Борис Барнет, имя которого ставят в один ряд с такими гениями, как Эйзенштейн, Пудовкин и Довженко. Самой яркой ролью Ольги Барнет стал образ матери главного героя в картине Андрея Тарковского «Солярис».
Известно, что принципиально важной для Андрея Тарковского был образ матери Криса Кельвина и он долго искал актрису на эту роль. И остановился на Ольге Барнет. Сама она вспоминала:
«Учась в Щукинском училище, узнала, что идет подготовительный период съемок. Я сама к нему пришла, но хотела сыграть, конечно, героиню Хари. А получилась мать. Тарковскому понадобилась моя “женская” внешность. Он меня иногда брал на встречи со зрителями и представлял: “Эта девочка играет мать Баниониса-Криса”.
Зрители хихикали, не понимая, почему мать моложе сына». Несмотря на успех, она так и не сумела полюбить кино всей душой. Всю себя она впоследствии отдаст любимому театру.
По этом поводу актриса сетовала: «Я себе позволила в свое время сказать: «Нет, не хочу кина»… Но видеть себя на экране – слишком большое для меня испытание».
На сцену МХАТа Барнет поднялась сразу же после окончания Театрального училища имени Б. Щукина. На протяжении полувека эта прекрасная женщина являлась одной из ведущих актрис.
Самыми запоминающимися постановками, в которых блистала Ольга Барнет, были: «Три сестры» Олега Ефремова, «Господа Головлевы» Льва Додина, «Священный огонь» Светланы Враговой, «Учитель словесности» Николая Шейко и др.
«Сегодня таких почти не осталось… Безусловно, она персонаж не сегодняшнего дня во всём: от мелочей в оценках — острых, не щадящих — до роскоши московского барского дома. Ее театральное умение — тоже редко и удивительно сегодня, так же как и отношение к делу, театру, партнёру…
Ефремов занимал Ольгу часто в ролях разного диапазона, разного амплуа, явно доверяя, считаясь и с личностью, и с дарованием.
«Я ведь почему дал тебе Ольгу в «Трёх сёстрах» играть. Много в тебе, мне кажется, от неё в жизни”, — говорил Ефремов.
“Барнет играет поразительно, — сказала мне Екатерина Васильева, — знаешь, у неё есть право на этот текст”.
У неё есть право на текст, на эти чувства, на эту высоту…» — в свое время писал об актрисе ее партнер по сцене Виктор Гвоздицкий.