Играла на сцене почти до самой смерти: ушла из жизни всеми любимая артистка. Большая трагедия для театра

Алисия Алонсо скончалась в возрасте 98 лет.

За свою долгую жизнь кубинская балерина Алисия Алонсо последовательно прошла все этапы жизни успешной танцовщицы, которые сейчас в ее некрологах перечисляются через запятую – балерина, хореограф, педагог.

Свою первую серьезную партию она станцевала, страшно сказать, еще в 1932-м году в «Спящей красавице» на музыку Чайковского на сцене гаванского театра «Аудиториум».

Училась в Нью-Йорке и Лондоне, участвовала в создании Американского балетного театра, который является сейчас одной из трех ведущих балетных трупп США, и с 1943-го года стала его прима-балериной.

Сегодня о смерти Алисии Алонсо пишут ведущие мировые СМИ. El Pais называет ее «последней великой балетной дивой» и, вместе с умершей в 2015-м году Майей Плисецкой, «живой историей балета двадцатого века», ставя на вершину только этих двух балерин, и никого больше.

И даже в этой паре и, конечно, в мировом балете в целом Алонсо была исключительностью.

Дело в том, что вся ее долгая жизнь в балете была подвигом. Это, как теперь уже все, кажется, знают, тяжелейший труд – недаром балерина в 35 лет приравнивается к выходящим на пенсию в обычных отраслях.

Но с Алонсо – особая история. Она начала терять зрение в 19 лет (отслоение сетчатки), перенесла несколько операций, в периоды обострений ориентировалась на сцене только по огням рампы, а некоторое время вообще не могла танцевать.

Неудивительно, что все эти события сформировали у нее жесткий характер, который некоторые окружающие называли даже тираническим.

И это, надо полагать, помогало ей в руководстве столь сложным для управления коллективом как балетный — в 1948-м году она создала на Кубе собственную балетную компанию «Балет Алисии Алонсо», ставшую впоследствии основой для Национального балета Кубы, созданного, опять же, Алисией Алонсо, которая перестала делить свое время между Кубой и США и вернулась на родину.

Руководила она этим своим детищем до 96 лет, теряя зрение, но, надо полагать, «железной рукой», поскольку El Pais пишет о нескольких «заговорах» (разумеется, артистических) с целью свергнуть ее с этого поста.

И лишь в прошлом году уступила свой стул (обычно в таких случаях пишут «уступила кресло», но в данном случае именно стул, поскольку она сидела на нем на сцене, ставя хореографию новых балетов), 42-летнему первому танцовщику своей труппы.