Картины Ильи Ефимовича Репина – это подлинное наследие русской живописи 19 века. Их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую деталь.
Многие работы художника до сих пор окутаны ореолом тайн и загадок. Среди самых известных “загадочных” полотен Репина: “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года”, “Торжественное заседание Государственного совета”, “Бурлаки на Волге”. Но об одной весьма скандальной картине народ знает мало.
Илья Репин, “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года”, 1903
Это “Парижское кафе”, написанное Ильей Ефимовичем в 1874 году. На тот момент художник с семьей проживал в Париже, куда его отправили как лучшего ученика от Императорской Академии художеств. Поначалу Репин переживал тяжелый культурный шок: столица Франции его угнетала, и все в ней не нравилось живописцу, но спустя некоторое время он все же влюбляется в этот город, восхищаясь его жителями, их обликом и манерами.
“А между тем я ужасно заинтересован Парижем: его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте. Особенно костюмы парижанок! Этого описать невозможно…”
На волне своего восхищения Парижем художник решает написать большую картину, взяв за основу пеструю публику одного старого кафе на бульваре Клиши. Поскольку Репин увлеченно работает над новым полотном и пишет всех героев с натуры, его карманы стремительно пустеют. По собственному признанию художника, здешние модели работали с мастерством настоящих актеров, но стоили дорого – 10 франков в день.
Илья Ефимович попытался было поправить свое бедственное положение, начав писать небольшие картинки, жанры из парижской жизни, но они плохо продавались. Тогда, узнав о финансовых трудностях художника, ему написал купец Третьяков и предложил написать портрет Алексея Константиновича Толстого. Отчасти это был не только жест благотворителя: Третьякову давно хотелось обзавестись портретом последнего. В свою очередь Репин намекнул на возможность покупки у него портрета Тургенева, и Третьяков согласился. К сожалению, работа с Иваном Сергеевичем именитому покупателю не понравилась и он не стал переводить еще 1 000 франков (сверх уже выплаченной за текущие труды). Но и этой суммы хватило, чтобы Илья Ефимович с семьей могли спокойно жить, а сам мастер – работать.
Скандал вселенского масштаба
Завершив работу над “Парижским кафе”, Илья Репин решает выставить ее на главном вернисаже Парижа в 1875 году. Любопытно, что всего работ на выставке было больше пяти тысяч, и картину Репина повесили чересчур высоко, но через 3 дня она заинтересовала одного приезжего американца. Он был готов купить полотно, но запрошенная художником цена оказалась слишком велика.
Тем временем Архип Куинджи успел раструбить в Петербурге о “провальной” картине Репина. Больше всего критики досталось художнику от его старого друга и учителя Крамского. Иван Николаевич написал в Париж гневное письмо, в котором называл его взгляд на искусство неокрепшим и почти предательским относительно национального достоинства:
“Я не скажу, чтобы это не был сюжет. Еще какой! Только не для нас: нужно с колыбели слушать шансонетки, нужно, чтобы несколько поколений раньше нашего появления на свет упражнялись в проделывании разных штук. Словом, надо быть французом…”
Позже Иван Николаевич даже приедет в Париж, чтобы спасти друга, но к общему знаменателю они так и не придут.
Впрочем, к “Парижскому кафе” у искусствоведов осталось ещё немало вопросов… Особенно трудно объяснить одну из фраз художника: “Картина моя из парижской жизни — русские ее не купят; неужели и французы не купят. Конечно, у них мало денег“. Кстати, где теперь она находится, не знает никто. Последний покупатель ее решил остаться инкогнито.