Категории: ШОУ-biz

Юрий Никулин боялся изменить жене с Гурченко

Александр Панкратов-Черный впервые рассказывает об актере Юрии Никулине, с которым дружил много лет. Как оказалось, он был безумно влюблен в свою жену Таню.

«Я часто оказывался в одной компании с Никулиными, и меня восхищали их с женой трогательные и нежные отношения, — вспоминает Панкратов-Черный. — Танечка была очень красивая, мягкая и интеллигентная женщина. И тактичная. Рядом с мужем становилась тихой и незаметной. Допустим, беседуют Никулин с Этушем, она слушает, молча, только иногда под столом легонько шлепнет мужа по колену, но так, чтобы никто не заметил, — мол, Юр, ты перебарщиваешь. Потом Никулин отвернется, Танечка ему — раз, и вкусненькое в тарелку положит.

Популярное: Голый Леонтьев 10 минут бегал по улице. Причина Вас шокирует!

А перед тем как попрощаться и уйти, Юрий Владимирович всегда спрашивал у жены: «Ну что, поедем или как?» Танечка видит, что ему не хочется с друзьями расставаться: «Давай еще немножко посидим».

А если он устал: «Юрочка, может быть, поедем?»Их связывало не только место работы и даже не сын, а что-то большее. Очень сильная взаимная любовь. Они удивительно подходили друг другу. Никулин же смешной, вроде неказистый. Но когда они шли куда-то вдвоем с Таней — это была поразительно красивая пара».

Никулин был так влюблен в свою жену, что из-за этого ненавидел играть в любовных сценах. «Как-то он мне пожаловался: «Люся Гурченко — красотка, королева. А мне, такому неказистому, с ней в картине «Двадцать дней без войны» пришлось любовь играть, представляешь?» — «Ну и что здесь такого, Юра Владимирович?» — «Ну я же люблю свою Танечку, а должен объясняться в любви Гурченко!

Для меня это было невыносимо! Не мог же я Танечке изменить! Произносил свой текст перед Гурченко, а представлял Танечку, вспоминал нашу с ней молодость, как мы встретились, наши разговоры…»

Я часто оказывался в одной компании с Никулиными, и меня восхищали их с женой трогательные и нежные отношения. Танечка была очень красивая, мягкая и интеллигентная женщина. И тактичная. Рядом с мужем становилась тихой и незаметной. Допустим, беседуют Никулин с Этушем, она слушает, молча, только иногда под столом легонько шлепнет мужа по колену, но так, чтобы никто не заметил, — мол, Юр, ты перебарщиваешь. Потом Никулин отвернется, Танечка ему — раз, и вкусненькое в тарелку положит. А перед тем как попрощаться и уйти, Юрий Владимирович всегда спрашивал у жены: «Ну что, поедем или как?» Танечка видит, что ему не хочется с друзьями расставаться: «Давай еще немножко посидим». А если он устал: «Юрочка, может быть, поедем?»

Юрий Никулин с Александром Демьяненко, Евгением Моргуновым, Георгием Вициным и Фрунзиком Мкртчяном в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». 1966 г.

Их связывало не только место работы и даже не сын, а что-то большее. Очень сильная взаимная любовь. Они удивительно подходили друг другу. Никулин же смешной, вроде неказистый. Но когда они шли куда-то вдвоем с Таней — это была поразительно красивая пара.

Никулин и из меня, и из Миронова готов был сделать клоунов

С Никулиным я познакомился еще во времена учебы в Горьковском театральном училище. Был 100-летний юбилей Горького, на его родине это отмечалось широко. Нас, студентов, тоже привлекли — в городском цирке мы читали отрывки из произведений классика между номерами гастролировавшего у нас дрессировщика Юрия Дурова.

И вот в один прекрасный день в цирке появились Юрий Никулин с Михаилом Шуйдиным — знаменитый клоунский дуэт из Москвы. Помню, как мы все хохотали до слез на их номерах. А потом моя однокурсница Танечка Жукова говорит: «Хочу Юрию Владимировичу подарить цветы». И выходит к нему с ромашками на манеж. Никулин ей: «Спасибо, девочка, спасибо» — и передает букет слону, а тот хоботом забирает. Танечка разволновалась: «А-а-а, он же съест ромашки!» — «Но он же больше моего работал, значит, больше, чем я, заслужил эти цветы»

Никулин пробыл в Горьком, кажется, два или три дня, в тот раз мы с ним недолго пообщались. А спустя несколько лет снова встретились на «Мосфильме». Я тогда уже учился во ВГИКе на режиссерском факультете. И вот иду как-то по коридору киностудии, а мне навстречу — Гайдай с Никулиным. Поздоровался с ними. И вдруг Никулин спрашивает: «А ведь мы с вами где-то встречались?» Киваю: «В цирке!» И тут он: «Точно, в цирке! А не в Нижнем ли Новгороде?» Опять киваю: «Именно так, в Нижнем Новгороде!» У Юрия Владимировича была феноменальная память. Как-то я ему рассказал, что в детстве тоже мечтал стать клоуном, когда впервые увидел цирк шапито, гастролировавший у нас на Алтае в Камне-на-Оби. «Так-так, а какой это был год? — спросил Никулин. — 1957-й?» И с ходу назвал клоунов, которые приезжали с цирком шапито в Камень-на-Оби в 1957 году!

Ключ от сейфа Никулин доверял только Евстигнееву



Я любил бывать у него в цирке на Цветном бульваре — Никулин часто приглашал меня на свои представления. Или я просто заходил пообщаться. Никулина в цирке можно было застать круглосуточно — это и был, можно сказать, его дом. Потом мы снимали в его цирке фильм «Зимний вечер в Гаграх». Только объявляли перерыв, мой партнер Евгений Александрович Евстигнеев звал: «Санька, пошли к Юрке». У Никулина в кабинете стоял огромный дореволюционный сейф. «Женька, — говорил он Евстигнееву, — этот сейф можешь вскрыть только ты, для остальных я потерял ключи». Там хранились подаренные поклонниками вина и коньяки. А это было время горбачевской антиалкогольной кампании. Сам Никулин к своему стратегическому запасу был равнодушен, он почти не пил, но для друзей — пожалуйста.

Единственный день, когда Юрий Владимирович выпивал обязательно, — это День Победы. Он же прошел две войны. На Финской обморозил ноги так, что думал, вообще не сможет ходить, а в Великую Отечественную получил контузию. У Никулина был фронтовой друг — директор водочного завода, они вместе войну прошли. И однажды очередной выпуск «Белого попугая» (была такая программа, которую вел Никулин: сидят артисты и травят анекдоты, веселые истории, байки) Юрий Владимирович придумал провести в разливочном цехе водочного завода — в честь дня рождения своего друга. Кого там только не было: Аркаша Арканов, Саша Ширвиндт, Толя Ромашин, я, Мишка Боярский из Петербурга приехал. И, конечно, мы там все перепились в этом цехе — программа в итоге не вышла в эфир. Но Никулину главное было подарок сделать другу, познакомить с артистами.

Иногда я его просил: «Юра Влади­мирович, расскажите что-нибудь про войну, про окопы». И он в ответ грустно-грустно на меня смотрел и говорил: «Санька, ну что про грязь рассказывать? Война — это грязь». Но с Папановым, который тоже воевал, они, кажется, войну вспоминали — уединятся где-то в уголке, чтобы никто не слышал, и говорят о своем. Это была их боль, они ею не делились. Но догадаться о том, что им довелось пережить, можно было. Тем для меня поразительнее: Никулин с фронта вернулся — и куда после этого пошел? В цирк, на манеж!

К Юрию Владимировичу я мог в любое время дня и ночи прийти и поделиться бедами — когда мне несколько лет не давали снимать кино, я сидел без работы. Никулин успокаивал: «Терпи, Шурик, в искусстве терпение — одно из главных качеств». Сам он обладал этим качеством, как никто другой. Вспоминал, как они с Шуйдиным начинали работать у Михаила Николаевича Румянцева — знаменитого клоуна Карандаша, были его учениками: «Он был очень капризным, а я все терпел».

К цирковой работе он относился с невероятным уважением. Особенно к работе клоунов. Говорил: «Зрители часто приходят к нам посмотреть не на то, как львы и тигры пасть разевают, а посмеяться, забыть о тяготах жизни и бытовых проблемах». Как-то спросил меня: «Саш, а ты обращал внимание, как я выхожу на манеж?» — «Миллион раз видел. Вы выходите так, что весь зал хохочет». И тут он, как мне показалось, будто бы даже застеснялся: «Да я каждый раз удивляюсь, что в зале собралось столько народу: неужели пришли на меня посмотреть? Это я тебе сейчас свой секрет открыл».

Дай ему волю — Никулин бы всех клоунами сделал. Помню, для «Зимнего вечера…» режиссер Карен Шахназаров хотел снять со мной какой-нибудь клоунский номер, я должен был что-то такое изобразить с метлой на манеже. Стали репетировать — ну не смешно, и все тут. «Нет, — говорю, — Карик, какая-то ерунда выходит, не получится из меня клоуна». Юрий Владимирович смотрел, как я репетирую, из-за кулис, потом подошел ко мне: «Санечка, как это не получится из тебя клоуна? Пусть тебе режиссер даст два-три месяца, я сам с тобой поработаю». Я только руками развел: «Не даст, нет у нас столько времени! Через два месяца уже съемочный период закончится». Как же Никулин расстроился! Все говорил: «Жалко, жалко». Видно было: он уверен, что сделал бы из Панкратова-Черного клоуна, — сто процентов!

Я не раз потом слышал от него про кого-нибудь: «Из него бы клоун получился, его бы в цирк!» Так же он, кстати, говорил и о своем партнере по «Бриллиантовой руке» — Андрее Миронове: «Андрюшка такой веселый парень, вот бы его в цирк!» Однажды те же слова он сказал моему сыну Володе, который тогда учился на журфаке. Володя обожал пародировать артистов, смешно копировал Никулина с Бруновым. Юрий Владимирович от души посмеялся, а потом говорит: «Володька, бросай щелкоперство, твое место в цирке!» А Брунов на это: «Не слушай Юру, иди ко мне в ГИТИС, на эстраду». И что интересно, сумели его убедить. Помню, возвращаюсь со съемок, интересуюсь у сына, как дела в университете, а он мне: «Пап, я бросил университет и поступил в цирковое училище». Так потом сын еще и ГИТИС окончил, эстрадное отделение — получается, выполнил наказы и Никулина, и Брунова. Но в итоге решил пойти по моим стопам, сейчас учится в мастерской Владимира Хотиненко на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

О контрабанде в цирке

Была в Юрии Владимировиче какая-то вечная детскость. Как-то к нам в гости приехали друзья из Тбилиси — семья известного академика Дадиани с восьмилетней дочкой Нинико. И та с порога заявила: «Дядя Саша, хочу в цирк». А были весенние каникулы, все билеты на детские представления распроданы. Звоню Никулину, он говорит:

«Конечно, пусть девочка приходит! А кого она с собой приведет?» Любой другой бы спросил: «А кто приведет девочку?» — но Юрий Владимирович смотрел на мир по-другому. В общем, мы договорились, что он оставит контрамарки на имя Нинико у администратора Лидочки. Приезжаем, Нинико подходит к окошечку и с сильным грузинским акцентом говорит: «Дядя Юра Никулин сказал, чтоби ви далы контрабанду на три человека!» Так вот она запомнила трудное слово «контрамарка». Юрий Владимирович эту историю про контрабанду очень любил.

Галина Шевчишин

Последние новости

Что подарить начальнику на Новый год

Офисная культура сегодня предусматривает открытые доверительные отношения между подчиненными и руководителем. Это не означает фамильярность…

30.12.2023

Будущее для онлайн-казино уже сейчас! Все детали уже в Сети. Как выиграть больше?

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕГО КАЗИНО На просторах интернета с каждым днём становится все больше и больше…

28.04.2023

Орбакайте прижали? Полный провал тура — дочь Пугачевой в панике. Все детали!

Дочь Аллы Борисовны Пугачевой Кристина Орбакайте сообщила о том, что она вынуждена отменить концерты в…

28.04.2023

Топовые ноутбуки для дизайнера и фотографа

Топовые ноутбуки для дизайнера и фотографа Благодаря стремительному развитию информационных технологий многие профессии обрели новое…

18.04.2023

Это разрыв! Сеть гудит – Ротару ошеломила: такой ее не видел никто! Фанаты в шоке, невероятно!

Украинская певица и сегодня выглядит довольно ухоженно, женственно и привлекательно. 75-летняя София Ротару поражает своей…

18.04.2023

Проект Solana: стоит ли инвестировать в условиях нестабильного крипторынка?

Проект Solana по своей идее изначально бросает вызов блокчейну Ethereum, выступая в качестве основной платформы…

14.10.2022