Мистика Рождества: чего категорически нельзя делать в этот праздник

1

Рождество Христово – величайший праздник, знаменующий собою неизреченный дар любви и милосердия Божия к нам грешным – явление Сына Божия на земле, сошедшего с небес.

О празднике Вестям рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел, передают Новости в Мире

“Исполнились все пророчества, какие были сказаны о Божией Матери, которая явилась величайшим Благодатным Сосудом, подготовленным Божьей милостью, для пришествия в мир Христа Спасителя. Так Господь возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него – не погиб. Преславное Благовещение, которое возвестило всему миру радость спасения, сегодня принесло в мир и иную величайшую радость – Рождество Христово, начало благодатного Царства Божия на земле”, – отметил митрополит.

Рождество Христово: история

Владыка Павел напомнил, что Христос родился в убогой пещере, указав нам этим на кротость и смирение, на любовь к человеку.

Сын Божий мог прийти в мир в жилище самом удобном, светлом, роскошном и просторном. Но Спаситель избрал другое: родился в бедности, чтобы показать нам всем пример терпения и довольства малым.

“В жизни всегда больше несчастных, чем счастливых, больше бедных, чем богатых. Но как трудно переносить бедность! Как несчастному трудно принимать свое положение при виде счастливо живущих! И все же примите в сердце свое такую мысль: твою бедность, твое несчастие разделяет с тобой Спаситель твой. Если тебе трудно переносить все это, посмотри на Спасителя, лежащего в яслях. Ты беден – Он беднее тебя, и Он обнищал, будучи богатым – Обладателем всего. Он Бог – и в нищете. Он и как человек мог бы иметь все, но предпочел не иметь ничего”, – подчеркнул настоятель Лавры.

Почему в таком убожестве родился Христос? Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить нам – грешным и недостойным. Он пришел не блаженствовать здесь, на земле, а страдать за нас. Всю жизнь, до самой смерти терпеть за нас для утоления праведного гнева Божия всевозможные лишения, поношения, скорби.

Он пришел страданиями и смертью искупить и спасти нас. “И вот этими-то страданиями и начинается Его жизнь на земле. Только Он рождается – и уже страдает: страдает от бедности, от убожества, от того, что негде было и положить Его. Вспомним, почему человек лишился блаженства? Из-за чего первый Адам был изгнан из рая? Он пал за гордость – возжелал быть равным Богу. И вот возвращение этого блаженства должно совершиться через самое глубокое смирение, путем самоуничижения. Гордость, желание большего лишили человека любви Божией, а смирение, терпение лишений должны возвратить эту любовь, возвратить потерянный рай”, – напомнил митрополит.

“И в эту величайшую ночь, когда уснула всякая злоба, когда молитвы праведников, как горящая свеча, возносятся к Небу, мы с вами являемся свидетелями того, как Ангелы благовествуют пастырям о величайшем чуде. Почему же пастырям только? Потому что он, по учению святых отцов, явились кроткими и смиренными, чистыми сердцем. Здесь Господь и Спаситель наш показывает, что Он принимает всех и каждого – то ли это человек простой, не искушенный науками, но с чистой совестью и жизнью, устремленной к Богу; то ли человек искушенный многими познаниями, но не полагающийся на свою мудрость, а ищущий света горнего, света Божественного. Господь смотрит на кроткого и смиренного сердцем – того человека, который совершает свой ежедневный, ежеминутный подвиг, молясь Богу и трудясь на этой многострадальной земле. Вот этим людям Господь возвещает об этом величайшем чуде, потому что они достойны принести эту весть и другим”, – рассказал Владыка Павел.

Ангелы воспели: “Слава в вышних Богу!” – они воздали хвалу Тому, Кто сотворил их, Кто по величайшей любви сотворил Небесные Силы, чтобы дать и им радость общения.

“И на земли мир!” – то есть пришел тот долгожданный мир, о котором мечтал еще Адам, когда был изгнан из рая.

“Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше…” Рыдая о чем? Не о том, что он лишился рая! А о том, что лишился лицезрения Бога. То, что ему в раю было хорошо – это одно. Но самое страшное – остаться без общения с Господом.

“В человецех благоволение!” – с Рождеством Христовым человек возвращается в обитель Отца Небесного. То, что потерял ветхий Адам через свой грех, сегодня обновляется через нового Адама. То дуновение, которое Господь когда-то вдунул в тело, в душу Адама ветхого некую маленькую часть вечности делает и нас причастными вечности, сынами Царства Небесного, наследниками Царствия Божьего.

Рождество Христово: значение праздника

С Рождеством Христовым обновляется все, потому что этот величайший праздник дает человеку возможность переосмыслить свою жизнь, вновь и вновь обращая душу свою к Господу.

“Звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды”, – так волхвы, мудрейшие мужи того времени, и сегодня учат нас не мудрствуя лукаво с глубоким благоговением, умом и сердцем, преклоняться перед воплотившимся Сыном Божиим – Спасителем нашим.

Что принесли в дар Господу эти восточные цари? Золото, ладан и смирну, как лучшее из всего, что было на Востоке, чем славилось отечество волхвов. Золото – как царю и главе рода человеческого, ладан – как первосвященнику и учителю, смирну – как человеку и ходатаю, имеющему смертию Своею разрушить державу смерти.

“Что для нас значат эти дары? Что от себя мы принесем в дар Господу? Они принесли золото – самый дорогой металл. Но Давид-Псалмопевец говорит, что слово Божие дороже и вожделеннее дорогого золота. Значит, если мы изучим слово Божие и примем его в сердце свое, как едино возможное, то принесем дар, который дороже золота для Господа – этот дар Его истина. Волхвы принесли ладан, который, в воскурении поднимаясь к Небесам, служит благодарственным даром, приятным Богу. Если же мы снова и снова в молениях душ наших будем благодарить нашего Спасителя за все, что Он посылает нам ради нашего спасения, не будет ли приятнее это Богу, чем ладан? Волхвы принесли смирну. Слово смирна значит “горечь”, “скорбь”. Наше сокрушение о грехах своих, наше исповедание перед Ним в сердечной скорби грехов наших, за которые Он умер – вот наша смирна. Если мы будем растить в себе дивные дары Спасителю нашему – то верен наш путь в Обитель Царствия Небесного”, – подчеркнул митрополит Павел.

И в завершение призвал всех верующих: “Возрадуемся этому великому дню. Вместо ясел давайте принесем родившемуся Христу свое сердце, чтобы Господь мог возлечь в нем. Откроем Ему двери своей души и впустим Его в свой дом. Будем всечасно взирать на эту звезду – Церковь Христову, которая возвестила нам великую радость, и будем следовать за нею. Потому что нет большей радости, чем следовать за Христом и Ему Одному служить”.