Громкие политические процессы, предсказуемые выборы и большие стройки – чем запомнится казахстанцам уходящий год, передают Новости в Мире
Политическая жизнь Казахстана в уходящем году заметно активизировалась. Этому способствовали как внешние факторы, так и внутренние.
Осенью смерть бессменного президента Узбекистана Ислама Каримова опять вернула в казахстанскую повестку дня вопрос о наследнике и формате передачи власти.
Нурсултан Назарбаев пообещал, что родственникам передавать власть не собирается, но поспособствовал продвижению дочери – Дариги Назарбаевой по карьерной лестнице.
Перетасовки правительства продемонстрировали, что глава государства все еще в поисках оптимальной комбинации.
Назначение Бакытжана Сагинтаева главой Кабмина политологи расценивают как техническое и называют его не более чем идеальным исполнителем воли президента.
Выборы в законодательные и местные советы показали, что ожидать пополнения скамейки запасных из числа парламентариев не приходится.
В Мажилис прошли три партии, причем президентская политсила – «Нур Отан» набрала 82,15% голосов избирателей.
Выборы в местные советы мало изменили политический расклад – уже в мае власть тушила «пожар» протестов против передачи в аренду казахстанских земель Китаю.
Итогом митингов стала не только пауза в решении вопроса передачи степи иностранцам, но и громкий политический процесс против активистов – Макса Бокаева и Талгата Аяна.
Инициаторы митингов получили политически мотивированный приговор (пять лет тюрьмы) и общенациональную популярность. В который раз было доказано очевидное: оппозиционная и просто гражданская деятельность в стране заканчивается тюрьмой.
Если в начале года цена нефти колебалась на уровне 30 долларов США за баррель, то в декабре почти удвоилась, достигнув уровня 60 долларов.
Курс национальной валюты сильно зависит от стоимости барреля «черного золота». Если в январе этого года за доллар давали 381 тенге, то к концу года курс стабилизировался на уровне 332–340 тенге за доллар. В будущем году эксперты также предрекают стабилизацию, но особого роста национальной валюты никто не ждет – все решает цена на углеводороды.
По прогнозам, если нефть подорожает до 60 долл./барр., тогда за один американский доллар будут давать 304 тенге. Годовая инфляция ожидается на уровне 15%, и эта цифра вызывает у экономистов сдержанный оптимизм.
Летом в Рио-де-Жанейро отечественные спортсмены выиграли 17 олимпийских медалей: 3 золотые, 5 серебряных и 9 бронзовых.
Триумфаторами Олимпиады стали пловец Дмитрий Баландин (21 год), тяжелоатлет Ниджат Рахимов (23 года) и боксер Данияр Елеусинов (25 лет) – все они получили от государства по 250 тысяч долларов и решили квартирный вопрос.
На этой Олимпиаде Казахстан впервые проиграл Узбекистану по количеству медалей: узбекские боксеры стали настоящим открытием Олимпийских игр. Ташкент завоевал всего 13 медалей, но 4 из них – высшей пробы.
Олимпийский год был омрачен лишением участников предыдущих главных Игр четырехлетия 14 медалей. Повторная проверка допинг-проб трех казахстанских тяжелоатлеток – Зульфии Чиншанло, Майи Манезы и Светланы Подобедовой, а также борца вольного стиля Таймураза Тигиева дали положительные результаты.
Обиднее всего соотечественникам было за тяжелоатлета Илью Ильина, лишенного в ноябре уходящего года золотых медалей летних Олимпийских игр в Пекине и Лондоне (2008 и 2012 гг.).
Прошедший год можно назвать годом больших строек, а следующий станет годом больших открытий: в Астане пройдет Экспо-2017.
Строительство выставочного комплекса сопровождалось рядом скандалов.
В июне 2016-го был вынесен приговор 11 бывшим руководителям АО «НК «Астана Экспо-2017», которые обвинялись в коррупции и получении откатов.
В ноябре можно было начинать новый процесс по обвинению в халатности – под тяжестью снега обвалилась строящаяся конструкция декоративного моста на территории комплекса.
За полгода строители должны устранить все недочеты на территории выставки и связанных объектов, чтобы не опозориться на весь мир и не наводить марафет в ночь перед открытием.
Время пока есть: старт работы нового вокзала намечен на март 2017-го. Его пассажиропоток составит 12 млн человек в год (действующий комплекс принимает не более 6 млн.
Фишкой нового вокзала станет заезд поездов сразу на третий этаж, а люди и машины смогут двигаться под зданием вокзала.
К концу первого квартала откроют и здание нового терминала аэропорта «Астана», который увеличит пропускную способность аэропорта до 7 млн. человек.
«А почему у астанинцев все время прически примятые?» – «А потому что они шапку натягивают», – так шутят в соцсетях по поводу столичных холодов.
Уже в ноябре в Астане отменили занятия для школьников младших классов: столбик термометра опустился до 27 градусов мороза.
В начале декабря в столице коммунальщики вступили в сражение с гололедом, а в соцсетях распространили видео о том, как сильный ветер буквально сбивает людей с ног.
Но температурным показателям еще есть куда падать: в 1893 году в крепости Акмола (сегодняшняя Астана) были зафиксированы рекордные -51,6°С.
Одним из самых громких процессов уходящего года в Казахстане стал суд над главой Союза журналистов РК и руководителем информагентства КазТАГ Сейтказы Матаевым и его сыном Асетом.
Сейтказы близко знаком с президентом Казахстана, поскольку ранее работал у него пресс-секретарем. Матаева-старшего арестовали в конце февраля 2016 года, приговор вынесли в начале октября.
Отец и сын обвинялись в присвоении примерно $1 млн из средств, перечисленных из бюджета в рамках госзаказа по размещению информационных материалов.
Но реальными причинами дела против Матаевых оппозиционеры называли сведение счетов действующей власти с ведущим независимым журналистом и нежелание Матаевых расставаться со своими активами – влиятельным информагентством и недвижимостью.
В итоге суд приговорил Сейтказы Матаева к шести годам лишения свободы, а его сын получил на год меньше.
Матаевых в суде поддерживали десятки журналистов и гражданские активисты, в том числе Гульжан Ергалиева, Ермурат Бапи, Амиржан Косанов.
Правозащитники и оппозиционные политики назвали процесс над Матаевыми абсурдным, а приговор – политически мотивированным.
Интересно, что в декабре под угрозой аналогичного обвинения оказался еще один казахстанский журналист – учредитель изданий Radiotochka.Kz и Central Asia Monitor Бигельды Габдуллин.