Олланд помиловал женщину, убившую мужа-насильника

29

Президент Франции Франсуа Олланд в полной мере помиловал уже частично помилованную 69-летнюю Жаклин Соваж, убившую своего супруга Норбера Маро, который долгие годы избивал и насиловал ее и их четырех детей. Суд приговорил женщину, выстрелившую в спину своему мужу в 2012 году, к 10 годам заключения. Однако в среду вечером, 28 декабря, Жаклин Соваж вышла на свободу. Это дело вызвало огромный общественный резонанс во Франции, а сама Жаклин Соваж стала знаковой фигурой для феминистского движения, сообщают Новости в Мире

Жаклин Соваж родилась 27 декабря 1947 года. Она стала восьмым, самым младшим, ребенком в семье. Как пишет Libération, мать Жаклин Соваж также была жертвой домашнего насилия: муж сломал ей нос. Жаклин Соваж встретила своего будущего мужа, когда ей было 15 лет. Маро старше ее на несколько месяцев. Как рассказывает их старшая дочь Сильви, семья Жаклин была против союза с Норбером Маро, поскольку тот был известным местным хулиганом и неоднократно участвовал в потасовках.

Жаклин Соваж и Норбер Моро вступили в брак в июне 1965 года. У них родились четверо детей: три дочери Сильви, Кароль и Фабьен и сын Паскаль. С 1982 года она работала вместе с мужем в семейной транспортной фирме, где работали также ее сын Паскаль и дочери Фабьен и Сильви. При этом Соваж не получала зарплату, имея особый статус супруги-сотрудника. Жаклин и Норбер также были членами охотничьего клуба.

10 сентября 2012 года Жаклин Соваж на террасе своего дома в городке Ла-Сель-сюр-ле-Бье после очередной ссоры три раза выстрелила из охотничьего ружья в спину своего мужа. Одна пуля попала в голову, две другие — в область грудной клетки. Женщина сама вызвала спасательные службы. На допросе она призналась в убийстве, объяснив это тем, что больше не могла терпеть насилие со стороны мужа.

За долгие годы насилия и унижений ни Жаклин Соваж, ни ее дети ни разу не жаловались в полицию. Женщины утверждают, что не сообщали о побоях и изнасилованиях, потому что были под влиянием Маро. Их соседи описывают Маро как агрессивного и фрустрированного человека.

В октябре 2014 года суд присяжных департамента Луаре приговорил Жаклин Соваж к 10 годам заключения. В ходе процесса трое ее дочерей говорили, что отец избивал и насиловал их, и что теперь они испытывают облегчение. Единственный сын Жаклин Соваж Паскаль, который также подвергался насилию со стороны отца, повесился накануне его убийства. Сообщается, что Жаклин Соваж еще не знала о самоубийстве сына в момент убийства мужа.

3 декабря 2015 апелляционный суд департамента Луар и Шер подтвердил приговор Жаклин Соваж. Защитники женщины требовали отменить приговор и «расширить границы законной самообороны в ситуациях семейного насилия». Сторона обвинения при этом настаивала, что речь не идет о законной самообороне.

В показаниях Жаклин Соваж, впрочем, нашли несостыковки. Она, например, утверждает, что в день убийства муж ее избил, однако эксперты не обнаружили на ее теле следов побоев, а только царапину на губе. Женщина говорит, что приняла снотворное в день убийства, однако в ее крови не обнаружили следов лекарств. Не ясны и обстоятельства убийства. Жаклин Соваж на допросе утверждала, что спустилась за патронами, а в суде рассказывала, что нашла в кармане патроны, оставшиеся после недавней охоты.

Под вопрос поставили и утверждение Соваж, что она закрыла глаза, стреляя в своего мужа. Кроме того, Figaro пишет, что факт насилия со стороны Норбера Моро в течение долгих 47 лет подтверждается единственной недавней медицинской справкой.

Жаклин Соваж стала во Франции символом борьбы женщин против домашнего насилия. В декабре 2015 и январе 2016 года прошли массовые акции за ее освобождение по инициативе феминистских организаций. Петицию за ее освобождение подписали более 435 тысяч человек.

25 января был создан комитет в поддержку Жаклин Соваж при участии мэра Парижа Анн Идальго, бывшего евродепутата Даниэля Кон-Бендита и главы французских крайне левых Жан-Люка Меланшона. Комитет требовал немедленного освобождения женщины и пересмотра закона о легитимной самообороне. За освобождение Жаклин Соваж выступили и правые политики Натали Костюшко-Моризе и Валери Пекресс.

31 января президент Франции Франсуа Олланд «частино» помиловал Жаклин Соваж, что позволило ей подать прошение об УДО. Но в августе суд города Мелена первой инстанции отказал ей в досрочном освобождении, мотивировав отказ тем, что женщина «не достаточно осознала содеянное». После этого Жаклин Соваж отказалась просить об УДО, «устав от жестокости суда по отношению к ней», заявили ее адвокаты. Однако через неделю Соваж в итоге обжаловала решение суда Мелена.

В ноябре апелляционный суд Парижа также отказал в прошении Жаклин Соваж, несмотря на то, что даже прокуратура выступила за ее освобождение. 25 декабря Жаклин Соваж заявила, что отказывается обжаловать решение в кассационном суде.

28 декабря 2016 года Франсуа Олланд в полной мере помиловал убившую своего мужа женщину, которая днем ранее отметила 69-й день рождения. «Президент Республики счел, что место мадам Соваж сегодня не в тюрьме, а в семье», — говорился в коммюнике Елисейского дворца. Вечером в среду Жаклин Соваж покинула тюрьму под Парижем на автомобиле, не остановившись перед многочисленными журналистами. Одна из адвокатов Жаклин Соваж сообщила, что та проведет этот вечер со своими дочерями в парижском регионе.

Адвокат добавила, что ее подзащитная «благодарит Францию и Франсуа Олланда». А также, что у нее нет определенных планов на ближайшее будущее, она планирует проводить время с семьей и «поклониться на могиле сына».

Решение о помиловании поддержали представители самых различных политических кругов. Его приветствовали как крайне левый Жан-Люк Меланшон, так и крайне правая Марин Ле Пен, а также кандидат в президенты от правых Франсуа Фийон и участник праймериз левых, бывший премьер Манюэль Вальс. В комитете в поддержку Жаклин Соваж уже заявили, что собираются и дальше выступать в защиту женщин-жертв домашнего насилия.

Представители судебной системы раскритиковали Олланда. Судьи, отказавшие Жаклин Соваж в досрочном освобождении, сочли, что женщина «не достаточно осознала то, что совершила», не испытывает «искреннего чувства вины» и продолжает «позиционировать себя как жертву». В судебном профсоюзе назвали полное помилование Жаклин Соваж «крайне лицемерным» решением и неуважением к независимости судебной системы.

10 лет назад, когда Олланд был первым секретарем Соцпартии, он выступал за отмену возможности президента помиловать осужденных. Он называл ненормальным возможность избранного президентом человека отменять наказание, назначенное судом.