В буковинском селе Маршинцы следят за каждым шагом Софии Ротару: в каком городе выступает, где отдыхает, как себя чувствует. Для сельских жителей она больше, чем любимая певица. Она – землячка, которая всегда готова прийти на помощь.
"Оставьте ее в покое. Пусть поет"
Маршинцы – уютное село на Западной Украине, в котором живут более 5000 человек. Расстроившись за 400 лет своего существования, оно в буквальном смысле приклеилось к райцентру Новоселица – лишь указатель помогает сориентироваться, где заканчивается один населенный пункт и начинается другой. Отсюда до Молдавии рукой подать, а по границе села протекает река Прут, на другом берегу которой видна Румыния. В Маршинцах шутят, что, когда там гуляют свадьбу, у них слышно. В Пруте водятся карп, щука, окунь, сом. Любой старожил села расскажет, как будущая звезда эстрады София Ротару бегала на берег с удочкой – любила рыбачить. Когда-то Прут вообще был любимым местом отдыха всех селян, но в этом году он сильно обмелел, да и вода в нем уже не такая чистая.
Село крепкое: вдоль центральной улицы стоят такие особняки, что Рублевка отдыхает. В послевоенном же детстве Сони Ротарь (настоящая фамилия Софии Ротару) все было по-другому. Она – второй ребенок в многодетной семье: у нее три сестры и два брата. Ее папа Михаил Федорович прошел войну, работал в колхозе бригадиром. Мама Александра Ивановна занималась воспитанием детей.
– Соня добрая – как папа, и строгая – как мама, – улыбается ее младший брат Анатолий Ротарь. – Не дай бог, не послушаешься и что-нибудь натворишь – обязательно получишь. Жили мы, как и все, небогато. Держали коров, свиней, овец, кур – иначе выжить было нельзя. В доме был один стол и одна керосиновая лампа, поэтому уроки учили по очереди.
На поле у нас был гектар земли, а дома держали большой огород, так что работали много. Помню, как мама с вечера мыла клубнику, собирала в пучки лук, а утром ехала в Черновцы на базар. Соня ей помогала – торбы и корзины мы отвозили до вокзала в Новоселице на велосипеде, а в городе они взваливали их на спину и уже сами добирались до рынка.
С тех пор София Ротару никогда не торгуется на рынке сама и запрещает делать это родным.
Она пела с детства, что для здешних мест неудивительно: на Буковине поют все. Чтобы это понять, достаточно посмотреть любую музыкальную передачу местных телестудий. Вот и София Михайловна часто вспоминает, как брала в школе единственный баян и поздно вечером, когда все улягутся, уходила в сарай и подбирала там мелодии молдавских песен. Этот сарай в 2008 году уничтожило наводнение. Зато кирпичный храм, освященный в честь Николая Чудотворца, стоит и поныне – школьница Соня Ротарь пела там в церковном хоре.
В следующем году храм отметит вековой юбилей, сейчас в нем идут реставрационные работы. Сохранился и маршинский клуб, на сцене которого выступала юная Соня Ротарь. Здание дышит на ладан, но все равно остается эпицентром культурной и политической жизни села.
Соня выступала в художественной самодеятельности, разъезжала по селам, а мама была против того, чтобы девочка занималась музыкой.
– Мама хотела, чтобы Соня вышла замуж, осталась в селе, – рассказывает Анатолий Ротарь. – Но ее защитницей всегда была старшая сестра Зина. Говорила: "Оставьте ее в покое. Пусть поет".
"Была худенькая, как Эдит Пиаф"
После 8-го класса София Ротарь поступила в музыкальное училище и перебралась в Черновцы – старинный буковинский город, похожий на маленькую Прагу. Жила в центре города в общежитии, которое сегодня превращено в жилой дом. Каждый день мама собирала узелок c едой, который Толя отвозил сестре в город.
– Соня училась на хоровом отделении, а я на народном, – улыбается худрук Черновицкой областной филармонии Тарас Савчук. – Была худенькая, как Эдит Пиаф. Все даже хотели, чтобы она немного поправилась. Начальником управления культуры в то время был Сергей Дидык, друг Брежнева. На одном из конкурсов он заметил дарование и начал включать Софию в ответственные концерты.
В 1968 году талантливую выпускницу музучилища делегировали в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где она получила золотую медаль и первую премию. В болгарских газетах писали: "София покорила Софию".
После той победы в Маршинцы съехались журналисты со всего СССР. Старожилы до сих пор помнят забитые машинами и автобусами дороги. Родители Софии Ротарь плакали от счастья – только тогда ее мама смирилась с выбором дочери. Здесь же, в Маршинцах, 22 сентября того же года София Ротару и молодой черновицкий музыкант Анатолий Евдокименко сыграли свадьбу.
– В каждый угол села по молдавскому обычаю были отправлены посыльные в национальных костюмах и на конях, – улыбается Анатолий Ротарь. – Они возили с собой бочонок с вином и всем наливали. Соорудили на улице шалаши, поставили на стол самогонку. Три дня гуляли.
Выпускников музучилища распределяли в основном в села. И Софию Ротарь могла постичь та же участь, если бы не победа в Болгарии. "Наверху" решили, что несолидно отправлять в село девушку, которая на весь мир прославила советскую страну, – Софию оставили в Черновцах, закрепив за ней должность преподавателя в училище культпросвета.
В 1971 году на экраны вышел первый советский мюзикл – романтический фильм "Червона рута" с Софией Ротарь в главной роли. На самом деле она не должна была сниматься – сценарий писался под популярный украинский самодеятельный коллектив "Смеричка" ("ёлочка" – русск.), в котором пели Назарий Яремчук, Василий Зинкевич и Мария Исак. Но в последний момент чиновники от культуры всё переиграли, отдав главную роль Софии Ротарь.
– Перед началом съемок оказалось, что у Сони нет концертного платья, – вспоминает Левко Дутковский, который, говоря современным языком, был продюсером "Смерички". – А моя жена Алла была художником-модельером – она первая на Украине стала использовать в концертных костюмах национальные мотивы. В качестве дипломного проекта она сшила красивое красное платье, которое даже выставлялось в Ленинграде, а потом попало в музей училища прикладного искусства в городе Вижница (Черновицкая обл. – Авт.). И я про это платье вспомнил. Мне выделили съемочную легковую машину, чтобы я за ним съездил. Когда привез и Соня его надела, оно оказалось ей впору, как будто было сшито специально на нее.
"Червону руту" она пела всегда
После выхода в свет "Червоной руты" тогдашний зам. директора Черновицкой филармонии Пинкус Фалик загорелся идеей заполучить и "Смеричку", и Софию Ротарь.
– Он хотел, чтобы мы перешли в филармонию и взяли Соню в качестве солистки, – вспоминает Левко Дутковский. – Но мы же не были профессионалами, каждый имел свою работу. Поэтому сначала отказались. Толик, муж Сони, подходил ко мне: "Вы идете? Мы же хотим работать". Я посоветовал им не ждать нас и назвать коллектив, как фильм – "Червона рута". В итоге они так и сделали, взяли наш репертуар, добавили пару молдавских песен. Но Соню, в отличие от "Смерички", мало кто знал. И люди сначала не шли. Соня раскрутилась, когда подключился композитор Евгений Мартынов. Но "Руту", которая стала ее визитной карточкой, она пела всегда.
По одной из версий, сменить фамилию Ротарь на более сценическую певице посоветовала Эдита Пьеха. В Черновцах рассказывают легенду, как после одного из концертов певица обратилась к присутствовавшему на нем секретарю обкома с вопросом: "Можно мне сменить фамилию? Ротарь – это как деталь машины, а я не хочу быть деталью. Хочу носить фамилию Ротару". На что партийный чиновник ответил: "Хотите быть Ротару – пожалуйста".
Под этой же фамилией с конца 70-х выступали в ансамбле "Черемош" и младшие сестры Софии Михайловны – Аурика и Лидия. В середине 80-х к ним присоединился и брат Евгений, но в 90-х на сцене осталась лишь Аурика. Она живет в Киеве и поет до сих пор. Лидия обосновалась в Черновцах, у нее свой ресторан, в котором подают блюдо "Мамалыга от Ротару". Свой бизнес и у Анатолия и Евгения, которые так и остались в Маршинцах.
В родной Буковине Софии Ротару доводилось бывать как в радости, так и в горе.
– Помню, в 1998 году, когда я работал начальником управления культуры Черновицкой области, у нее умерла мама, – рассказывает Мирослав Лазарук, директор Мемориального музея Владимира Ивасюка, сочинившего "Червону руту". – Я был на похоронах и поминках. Пришло около 1000 человек. Большой двор дома ее родителей был уставлен столами. А у молдаван есть обычай, по которому поминки должны обслуживать родственники умершего. И София, уже будучи звездой эстрады, бегала с бутылками и подносами.
Через четыре года после смерти мамы ушел еще один близкий человек Софии Ротару – ее муж Анатолий Евдокименко. Она долго не могла оправиться от удара. Как призналась однажды София Михайловна, к жизни ее вернул сын Руслан. Свой альбом "Единственному" она посвятила любимому мужу. Добилась, чтобы улица в Черновцах, где вырос Анатолий Евдокименко, стала носить его имя. Этот небольшой городской "аппендикс" певица отремонтировала за свои деньги.
Улица, вся обочина которой засажена цветами, до сих пор остается одной из самых ухоженных в Черновцах.
"Первым делом идет в огород"
Став знаменитой, София Ротару никогда не забывала своих родных. На протяжении многих лет делала все, чтобы вернуть зрение старшей сестре Зине, живущей в Кишиневе, – она ослепла еще в детстве после перенесенного тифа. София Михайловна возила ее к специалистам, но, к сожалению, медицина оказалась бессильной. Она купила мини-пивзавод, который теперь принадлежит ее брату Анатолию.
Помогает София Ротару и землякам. В середине 80-х Черновицкая филармония, в которой она когда-то работала, была на грани банкротства. И тогда дирекция обратилась за помощью к певице. Единственного концерта на городском стадионе оказалось достаточно, чтобы вытащить филармонию из долговой ямы. После страшного потопа 2008 года, смывшего более 30 домов, София Ротару выделила землякам 100 тысяч гривен (около 20 тысяч $) – эти деньги она передала брату Анатолию, который сам раздавал их пострадавшим односельчанам.
Неудивительно, что те отвечают ей взаимностью. В музее истории села Маршинцы львиная часть экспозиции посвящена, конечно, Софии Ротару. Здесь даже хранится юбка, в которой она когда-то выступала. В школе №3 все мероприятия открываются песней "Червона рута". В районной газете "Слово правды" певицу постоянно поздравляют с днем рождения и юбилеями, а в клубе устраивают праздничные концерты, на которых певуньи поют песни Софии Ротару.
Ее гастроли расписаны на месяцы вперед, поэтому в последнее время на родине София Ротару бывает редко – один-два раза в год.
– Лет 5–6 назад я была на дне рождения ее племянницы Аннушки, – вспоминает жительница села Раиса Гульпе (в девичестве Кольца), которая снималась с Софией Ротару в "Червоной руте". – Отмечали его в Маршинцах, в кафе. Все знали, что приезжает София Ротару. Она пришла в кафе с внуком без всякой помпы. Дети были шокированы ее появлением, самые бойкие сказали: "Вы неожиданно так появились. Вы же знаменитая!" А Соня ответила: "Вы же пришли к своей подруге, а я – к своей племяннице". Когда она приезжает, все стремятся с ней повидаться. Но увидеться со всеми теми, с кем она по молодости шла, конечно, невозможно.
Специально к приезду сестры родные готовят ее любимые блюда: творог, курочку, перчик в сметане, мамалыгу со шкварками, жареную рыбу. Отдыхать она предпочитает возле пруда, который ее брат Анатолий выкопал на своем участке.
Территория обнесена металлической оградой, поэтому чужие там не ходят. Возле воды всегда прохладно, далеко внизу открывается красивый вид на село, стоит беседка и бьет родник с вкуснейшей водой. София Михайловна любит посидеть на берегу с удочкой или просто купаться. На берегу растут яблони, айва, недавно убрали последние груши. Рядом с беседкой – грецкий орех с наливными ядрами. Он рос здесь еще в те времена, когда маленькая Соня училась произносить первые слова. Анатолий отправил несколько саженцев этого дерева в Ялту, чтобы кусочек малой родины всегда был рядом с сестрой.
– Когда Соня приезжает, она первым делом надевает фуфайку и идет в огород, – говорит он. – Ей нравится земля. Когда я вожу ее по полям, она расцветает. Приезжает на 2–4 дня, но эти дни могут заменить недели отдыха где-то за рубежом, потому что здесь все родное, все близкое.