Под овации: Прямо на сцене умер талантливейший киноактер России

1

 

Есть такое расхожее мнение — каждый актер мечтает умереть на сцене: уйти в зените, под овации и аплодисменты. Так ушли Андрей Миронов, Борис Добронравов, Кларк Гейбл…

Так ушел и талантливейший 59-летний актер Борис Лифанов. Это случилось на сцене Тверского театра драмы.

ПУБЛИКА НЕ ОТПУСКАЛА

Комедия "Восемь любящих женщин" стала открытием нового театрального сезона и собирала полный зал. Здесь у Лифанова была главная единственная мужская роль Марселя, за внимание которого и сражаются окружающие его дамы.

Он молчаливо появляется в начале спектакля, не проронив ни слова, обходит сцену, окидывает взглядом её, зрителей, словно прощаясь со всеми, и исчезает.

В следующий и последний раз в этом спектакле он появляется лишь в самом конце. Безмолвно, одними жестами и взглядом прощается лично с каждой из своих коллег, и все также молчаливо уходит… Трагедия же случилась уже после спектакля, когда Лифанов вместе с коллегами выходил на поклон не отпускавшей их публики. И упал…

"В АНТРАКТЕ БЫЛ ВЕСЕЛ И МНОГО ШУТИЛ"

— Для всех нас это страшный шок… Ничего, поверьте, ничего не предвещало в тот день, — рассказывает режиссер тверского театра драмы Александр Павлишин. — Борис Николаевич был страшно легок и грациозен в этот вечер, в антракте рассказывал веселые истории, много шутил. После спектакля вышел на два поклона, но потом почему-то расцепил руки и отошел в сторону. Актрисы вышли на третий поклон, а он зашел за ставку декораций, где стояла реквизитор, и упал возле нее…

Скорая приехала моментально. Целый час реанимация билась, чтобы завести сердце актера. Не вышло. В 22.10 Бориса Николаевича Лифанова не стало.

ГОД НАЗАД ПЕРЕЖИЛ ИНФАРКТ

— Добр, отзывчив, немногословен. Прекрасные внешние данные, стать, ум. Это все о нем, — разговариваем с заслуженной артисткой, актрисой тверского драматического театра Ириной Андриановой. — Отличительной чертой Бори всегда была вдумчивость. Ни к одной роли, даже к самой крошечной или к незначительному эпизоду он не подходил просто так. Всегда в нем шла внутренняя работа, философский разбор.

Год назад Борис Лифанов пережил инфаркт. Был прооперирован, все прошло благополучно. Постепенно он восстанавливался и даже стал играть в небольших ролях. Его берегли. И в театре, и дома. Да и сам он чувствовал, что до крупных ролей еще надо подождать. Говорил: "Мне бы еще чуть-чуть набрать форму…" Хотя совсем жить без театра не мог. Небольшая сцена в спектакле "Восемь любящих женщин" запомнилась Всем. Слишком уж она была многозначительной, символичной, а потому даже мучительной для зрителя. Или в драме "Маскарад", где он, как хозяин бала, вместе с Ириной Андриановой принимает гостей и даже танцует.

Коллеги по сцене рассказывают, что у Бориса Лифанова вообще была такая удивительная черта: ни от какой работы он не отказывался. Помимо серьезных и сложных ролей, обожал играть в детских сказках, причем даже самые небольшие роли, не потому что его назначали, а потому что делал это с удовольствием. В "Бременских музыкантах" он — стражник, а в "Красной шапочке" — охотник.

Помимо десятков ролей за тридцать лет работы в театре, широкому зрителю он стал известен по работам в сериалах "Дети Арбата", "Чайка", "Милый друг", "Кадетство". Роли были не главные, но запоминающиеся.

Похоронят актера во вторник, 15 ноября.

Борис Николаевич Лифанов родился в Калинине (Твери) 1 марта 1957 года. Окончил актерский факультет ГИТИСа. В Тверском театре драмы работал с 1983 года.

Помимо театра работал и в телепроектах, снимался в сериалах "Кадетство", "Дети Арбата", "Провинциальные страсти", "Полный вперёд!"