Президенты умирают – их дети исчезают. Таковы «издержки» авторитарных режимов. В Узбекистане до сих пор неизвестна судьба старшей дочери Гульнары Каримовой, ее не было и на похоронах отца Ислама Каримова.
4 октября в социальных сетях было распространено письмо, подписанное Гульнарой. Предполагается, что автором письма может быть старшая дочь покойного президента Узбекистана Гульнара Каримова. В письме автор просит прощения у матери, пишет о страданиях, говорит о «самопрозванном» сыне Шавкате, который переступил через Конституцию и наплевал на завещание отца.
Журналист и политический активист Джахангир Мухаммад однако утверждает, что опубликованное письмо нисколько не пролило свет на судьбу старшей дочери Ислама Каримова.
Джахангир Мухаммад отметил, что в Twitter'е Гульнары Каримовой письма не было, на часть письма была опубликована на аккаунте некой Гульнары. По его словам, прежние письма были написаны в таком же стиле.
— Но я все же сомневаюсь в том, что последнее письмо написано самой Гульнарой Каримовой. Если учитывать слухи о том, что она находится в тяжелых условиях под домашним арестом, то в Узбекистане ей просто не дадут возможности подключиться к Интернету. Но если ей дали такую возможность, то тогда есть какие-то цели, чтобы она написала это письмо. Например, ее могли попросить, сказав: «Напиши письмо с прощением у матери, тогда мы решим твои проблемы». Тогда она могла сказать: «Хорошо, дайте мне доступ к Интернету, и я попрошу прощения у матери». Но и эти предположения кажутся сомнительными, учитывая тот негатив про Мирзияева, о котором говорится в этом письме.
— Скажите, а что сегодня известно общественности о судьбе Гульнары Каримовой? Слухи усилились после смерти Ислама Каримова. Кто-то говорит, что Гульнара содержится под домашним арестом, еще кто-то говорит, что ее вывезли в Ригу, по словам других людей, она лечится в Израиле. Даже ходят слухи о том, что Гульнара помещена в психиатрическую клинику.
— Общественности известны лишь слухи. Один из таких слухов, я слышал до смерти Каримова, что отец якобы принял Гульнару, и что она примет участие на праздновании Дня независимости. По слухам, супруга Каримова была недовольна этим, это привело к большому скандалу в семье покойного президента. То есть, я слышал о том, что Каримов простил свою старшую дочь. Но все мы видели, что на похоронах Каримова Гульнары не было видно. Это показало, что в семье первого президента Узбекистана существуют большие и серьезные проблемы. Я считаю, что Гульнара действительно находится под домашним арестом. Как говорится в последнем письме, она, возможно, сидит в каком-то доме. Если это письмо не было написано Гульнарой, возможно, это дело рук людей, которые хотят выставить Шавката Мирзияева (премьер-министр и временно исп няющий обязанности президента Узбекистана – Ред.) в плохом свете.
—— Тогда кому и зачем нужно было это письмо?
— Знаете, за прошедшие 25 лет это у нас стало некой традицией, то есть, если в Узбекистане хотят выставить кого-то в плохом свете, то в Интернете про этого человека публикуют разные очерняющие его материалы. Таким путем многое решается. Есть очень много примеров этому. Сейчас в отношении Мирзияева люди разделились на два лагеря. Первая группа возлагает на него большие надежды, вторая группа считает, что он будет президентом еще хуже, чем Каримов. Это письмо может быть дело рук людей именно из этой второй группы лиц. Многие поверят тому, что это письмо могла написать Гульнара Каримова, так как ее не было на его похоронах. Поэтому это письмо могло вызвать большой интерес. Это письмо накануне президентских выборов может негативно повлиять на имидж Мирзияева. Нужно учитывать, что сегодня в Узбекистане не все чиновники хотят прихода к власти Шавката Мирзияева, не всем он по душе. Есть среди них и такие, которые думают, что Мирзияев, став президентом, уничтожит их. Кроме того, есть и такие, которые хотят поссорить Мирзияева со Службой национальной безопасности (СНБ) и Генеральной прокуратурой. Если помните, такие очерняющие письма публиковались и против Генпрокурора и против чиновников СНБ, которые приводили к большому скандалу. Поэтому последнее письмо, написанное якобы Гульнарой Каримовой, может быть очередной игрой.
— В сложившейся ситуации, имеет ли право общественность спросить у правительства о судьбе старшей дочери первого президента Узбекистана, о судьбе женщины, владевшей в свое время целой бизнес-империей?
— Исходя из нашего менталитета, у нас нет такого, чтобы кто-то защищал побитого, либо обвиненного в чем-то человека. Напротив, такого человека еще больше могут запинать. Исходя из этого, читая письмо, якобы написанное Гульнарой Каримовой, я подумал, что, возможно, это письмо организовали не ее сторонники, а те, кто ненавидел ее.
— Почему?
— К примеру, команда Мирзияева могла сказать супруге покойного Каримова: «Татьяна Акбаровна, переезжайте в такое-то место и живите здесь с кем-то из своих детей». Возможно, люди Мирзияева также хотели дать какую-то свободу и самой Гульнаре. Но не стоит забывать, что есть люди, которые боятся такого положения дел. То есть, люди, опасающиеся мести Гульнары Каримовой, могли организовать такое письмо. В противном случае, в этом письме не было бы негатива про Мирзияева. Мне кажется, что опубликовав в Интернете такое письмо, некоторые люди хотят сделать заядлыми врагами Гульнару Каримову и Шавката Мирзияева. Это похоже на добивание лежачего.
Как вы сказали, у каждого человека есть права, независимо от того, кем он является. Права бывают даже у убийцы. Если он виновен, то дело должно быть рассмотрено в суде. Я хочу, чтобы дело Гульнары Каримовой было рассмотрено в суде. Суд должен вынести какое-то решение, которое должно быть показано народу. Народ должен знать о судьбе Гульнары Каримовой, о судьбе ее миллиардов, о судьбе компаний, которые сотрудничали с ней. Власть должна внести ясность в эти вопросы.
— 4 декабря, как известно, в Узбекистане состоятся президентские выборы. Вы верите, что человек, пришедший к власти после этих выборов, предположительно, это может быть Шавкат Мирзияев, открыто и окончательно решит этот вопрос? Верите ли Вы, что власть даст открытую информацию о судьбе Каримовой, о том, в чем она обвиняется?
— По моим предположениям, такое может произойти, но не сразу после выборов, а спустя 2-3 месяца после них. Я даже думал, что власти дадут какие-то послабления Гульнаре Каримовой. Но сейчас я прихожу к мнению, что спустя 2,3 или 4 месяца после президентских выборов «опрокидывание дерева Каримова» может начаться с Гульнары Каримовой. Они могут начать после выборов громкий судебный процесс в связи с последними скандальными событиями, связанными с Каримовой и с ее миллиардами за рубежом. Помимо этого, все это могут освещать и местные СМИ, если, конечно, со здоровьем Гульнары Каримовой все будет хорошо и если с ней ничего не случится. Но я верю, что в этот вопрос будет внесена ясность. Это только вопрос времени.