Предстоящий референдум может стать крупнейшим потрясением для Италии

1447913587-8568

За семьдесят лет, в Риме сменилось более 60-ти правительств, многие из которых находились у власти всего несколько месяцев и жители страны, и инвесторы в значительной степени устали от этой чехарды.

Об этом сообщает Новое Время, передают Новости в Мире.

В условиях невероятно фрагментированного парламента, обладающего двумя равными по значению палатами, провести какие-либо серьезные реформы почти невозможно. Добиться консенсуса по важным для страны вопросам – тем более.

Кроме того, в существующей системе каждый итальянский парламентарий в той или иной степени склонен к отчаянному самопиару и популизму: он(а) знает, что при следующем крутом повороте может почти случайно оказаться на самом верху, поэтому лучше, чтобы народ заранее знал тебя и любил.

Действующий премьер-министр технократ Маттео Ренци, столкнувшись с невозможностью провести через парламент какие-либо существенные инициативы, решил пойти ва-банк. Летом, на волне собственной популярности, он назначил на декабрь референдум, призванный сломать предрасположенную к хаосу политическую систему.

Он предложил внести в конституцию ряд изменений, направленных на снижение роли Сената, сокращение представительства малых партий в Палате депутатов, отобрать часть полномочий у регионов, вверив их центральному правительству, причем само это правительство сделать намного более влиятельным, нежели сейчас.

Более того, этот референдум призван существенно усложнить проведение любых референдумов в будущем. В общем, речь идет о концентрации власти в руках исполнительных ее органов.

Представители большинства крупных итальянских партий, а также партнеры Италии по Евросоюзу и G7 с одобрением отнеслись к идее реформирования политической системы страны. Политики учуяли в этой реформе возможность оставаться во власти не по несколько месяцев, а годами, а иностранные партнеры обрадовались тому, что извечный бардак в Риме сменится хоть какой-то стабильностью и предсказуемостью. Идею Ренци поддержал и крупный бизнес, уставший от постоянно меняющегося курса правительства. Консенсус как будто был найден. Но речь идет об Италии. Те, кто принялся энергично размахивать руками, протестуя против идей Ренци, конечно же, нашлись.

Киберутопия

Чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений и отсутствие альтернативы предлагаемым реформам, премьер-министр неоднократно и публично обещал уйти в отставку, если народ отклонит его инициативу. На фоне летней популярности такие заявления казались вполне безопасными: его личный рейтинг превышал 50 процентов, никаких рисков на горизонте не просматривалось.

Однако против Ренци выступила молодая, нестандартная и динамично растущая политическая сила, ставящая перед собой цели, прямо противоположные премьерским – движение «Пять звезд».

Итальянский комик Беппе Грилло, отстраненный от телеэфира за жестокие, на грани издевательства, шутки над практически всеми итальянскими политиками, и интернет-активист, предприниматель Джанроберто Касаледжо в 2009 году организовали собственную «партию», которая, как написано в ее программе, должна избавить Италию от «полностью коррумпированной и прогнившей» политической прослойки.

По замыслу отцов-основателей «Пяти звезд», практически все решения в стране должны приниматься на референдумах в интернете, в которых смогут принимать участие все вменяемые совершеннолетние граждане страны (или региона, если вопрос затрагивает интересы лишь местных общин). Органы власти должны обладать лишь координационной ролью, не обладая правом принимать важные решения самостоятельно.

Профессию «политик» они хотят запретить: любые выборные должности можно будет занимать не более двух раз. После второго срока (хоть в сельсовете) человек обязан будет покинуть органы власти навсегда, занявшись тем, чем занимался до избрания или найдя себе другую профессию. Кроме того, предлагается полностью изгнать деньги даже из сильно редуцированной политической системы, запретив кандидатам и политикам принимать пожертвования на свои кампании. Еще одно нововведение – тотальный запрет на замещение каких-либо должностей людьми с криминальным прошлым.

Общая цель «Пяти звезд» – максимальная децентрализация власти, замена представительной демократии на прямую, реализуемую при помощи всеобщего и бесплатного доступа в интернет. Уже появился новый термин, определяющий эту систему управления: «Киберутопия».

Несмотря на название, намекающее на несостоятельность этой формы правления, популярность движения постоянно растет, его сторонники уже занимают более сотни мест в парламенте, посты мэров Рима и Турина, а также многочисленные должности рангом поменьше по всей стране. Как водится, к успешному проекту постоянно прибиваются сомнительные личности, которые, впрочем, безжалостно оттуда изгоняются.

Грилло, ставший де-факто идеологом «Пяти Звезд», признает, что затеянная Ренци реформа сделает страну более управляемой и стабильной, но подчеркивает, что произойдет это за счет воцарения на государственных постах коррупционеров и жуликов, которых практически невозможно будет изгнать оттуда. По его словам, в случае голосования на референдуме «за», политики выйдут из-под какого-либо контроля со стороны общества, превратившись в закрытую касту.

Именно поэтому лидеры «Пяти звезд» предлагают «прокатить» Ренци с его референдумом, после чего провести новые парламентские выборы, по итогам которых они рассчитывают победить и начать претворять в жизнь собственную программу введения прямой демократии.

Такой исход будет вполне вероятен, если премьер-министр не сумеет добиться желаемого результата на референдуме. Во всяком случае, реалистичной альтернативы сейчас не просматривается. И, что самое примечательное, поражение Ренци сейчас вероятнее, чем когда-либо.

Жажда перемен

Результаты сразу нескольких референдумов, проведенных в мире в последние месяцы, свидетельствуют, что в момент принятия исключительно важных решений люди склонны голосовать поперек мнения собственного правительства.

Последние примеры: британцы, вопреки мнению политической, экономической и интеллектуальной элиты своей страны, проголосовали за выход из Евросоюза. Венгры просто не пришли на инициированный правительством референдум об ограничении иммиграции. Колумбийцы проголосовали против соглашения об установлении мира с повстанцами-марксистами. Во всех трех случаях власть, в целом, была уверена в собственном успехе, поэтому поражение на референдуме всякий переживалось очень тяжело.

Ренци, объявляя референдум, тоже, разумеется, не сомневался, что народ, уставший от перманентного политического кризиса, поддержит его реформы. Но появление «пятизвездочной» альтернативы его планам резко испортило вроде как благостную картину.

По рейтингам премьера ударила и беспомощность правительства при спасении сразу четырех итальянских банков, начавших сыпаться в этом году. Закачку государственных денег в эти банки сторонники «Пяти звезд» оценили однозначно: снова коррумпированные политики спасают своих приятелей-банкиров за счет простых налогоплательщиков. Скандал был довольно шумным, Ренци потерял более десяти процентов популярности лишь благодаря ему.

По последним опросам общественного мнения, противников принятия изменений в конституцию на несколько процентов больше, чем сторонников. Однако куда важнее то обстоятельство, что от 35 до 50 процентов избирателей пока не определились в своем отношении к реформе. Перемен они, в принципе, хотят, но не могут решить, каких именно.

В этих условиях становится особенно важно, как лагеря «за» и «против» доносят до избирателей свою позицию. И снова тут некоторое преимущество на стороне Грилло. Его сторонники говорят примерно следующее: «Голосование ‘за’ будет означать сохранение и укрепление системы, при которой коррумпированный Ренци будет спасать своих бестолковых друзей – банкиров за ваш счет, дорогие итальянцы».

Самому премьеру и его группе поддержки для объяснения своей позиции приходится читать неподготовленной аудитории настоящую лекцию по теории государственного управления в итальянской республике, а также объяснять, почему нынешняя система формирования Сената не позволяет проводить необходимые реформы. Итальянцам присуще внутреннее недоверие своим политикам, поэтому часто такие лекции воспринимаются как средство запудрить мозги слабо подготовленному электорату. Логика тут примерно такая: «Если не можешь доступно объяснить, что ты хочешь сделать, то, скорее всего, пытаешься что-то спрятать под многими слоями словесной шелухи».

До декабря время еще есть. Возможно, Ренци и сумеет переломить гибельную для него тенденцию в общественных настроениях. Если же ему это не удастся, Италия вполне может стать полигоном для обкатки «киберутопии» – рискованной системы, нигде и никогда ранее не существовавшей.

Впрочем, надежда на ее успех имеется: более всего она походит на швейцарскую систему управления страной, где максимальная децентрализация власти и поставленные на поток разноуровневые референдумы привели к достижению весьма впечатляющих результатов во всех областях общественной жизни.