«Самаркандский клан» готовит наследование власти в Ташкенте

1

"Избиратели отправятся к избирательным урнам 4 декабря, чтобы выбрать преемника [узбекского] президента Ислама Каримова, скончавшегося в начале сентября. Страна в равной степени опасается исламистской угрозы и внутренних междоусобиц", — пишет корреспондент Le Temps Борис Бертоли, передают Новости в Мире

"Борьба на выборах развернется между четырьмя партиями, которые аналитики расценивают как марионеточные. Две дочери бывшего советского аппаратчика априори исключены из наследования власти", — передает газета.

"Могущественная Служба национальной безопасности должна сыграть решающую роль в выборах будущего президента. "Ее руководитель Рустам Иноятов слишком пожилой, чтобы выдвигать свою кандидатуру, — уверяет Рене Канья, бывший военный атташе в Узбекистане и исследователь Института международных и стратегических отношений (IRIS). — Тем не менее, тайная полиция должна будет поддержать бывшего премьер-министра Шавката Мирзияева, назначенного исполняющим обязанности президента". Шавкат Мирзияев родился в семье, приехавшей из Таджикистана, и принадлежит к тому же "самаркандскому таджикскому клану", что и Ислам Каримов. Рустам Иноятов тоже принадлежит к этому клану и пользуется своим статусом "делателя королей", который должен позволить ему поспособствовать избранию Шавката Мирзияева", — сообщает автор статьи.

"Три этнолингвистические группы извлекут максимальную выгоду. Примерно 6 миллионов таджиков, говорящих на персидском языке, сгруппированных в больших городах Самарканде и Бухаре, а также в горах на востоке страны, воспользуются своим широким представительством в государственных верхах для усиления своего влияния. Хорезмийцы из Хивы, традиционно враждебно настроенные к центральной власти, косятся в сторону Туркменистана, стремясь к большей независимости. Наконец, каракалпаки, культурно близкие к казахам, могут желать приобщения к своему северному соседу", — рассуждает автор публикации.

"Узбекистан, все больше страдающий от демографического взрыва и высокого уровня безработицы, наблюдает, как все больше молодых граждан страны обращают свои взоры к исламистской агитации. (…) Многие узбеки пополняют ряды джихадистов в Сирии и в Афганистане, в частности в рамках "Исламского движения Узбекистана" (организация запрещена в РФ. — Прим. ред.). Государство опасается объявленной ими цели создать халифат в Центральной Азии", — говорится в статье.

"К этим внутренним проблемам прибавляется внешнеполитическая проблема. Будущий президент, несомненно, захочет извлечь выгоду из соперничества между Россией и США в этом регионе. Все же российская ориентация спецслужб должна вернуть страну в зону влияния Москвы. Узбекистан, который в 2012 году вышел из военного союза, который возглавляет Россия, мог бы не только там восстановиться, но и нацелиться на вступление в Евразийский экономический союз. Однако Рене Канья поясняет: "Присоединение к Союзу требует соответствия критериям нормального функционирования, узбекская экономика еще далека от соответствия им", — пишет Борис Бертоли.