Дипломатия скандала: что не поделили Путин с Лукашенко?

lukashenka-pucin1

Нефтегазовый конфликт с Россией продолжается уже не первый месяц, и уже не первый месяц находится в состоянии, мол – вот-вот придем к взаимопониманию. Неделю назад даже сроки были озвучены – соглашение по газу должно быть достигнуто в течение двух дней. Однако после того, как вице-премьер Владимир Семашко вернулся из Москвы с пустыми руками, Лукашенко высказался чрезвычайно остро, передают Новости в Мире.

«Мы «телепаемся», иначе не скажешь – вы наверняка в курсе дела – уже несколько месяцев не можем договориться по ценам на газ. В связи с этим Россия уменьшила поставки нефти в Беларусь. Мы это воспринимаем как давление на Беларусь, но поймите, что давления я терпеть не буду, и белорусы тоже», – заявил Лукашенко на встрече с Рапотой.

Беларусь задолжала «Газпрому» более $ 200 млн за газ. Минск же подчеркивает, что цена в 142 доллара за тысячу кубометров несправедлива, учитывая союзнические отношения стран, и предлагает уменьшить ее примерно вдвое. Казалось бы – следует увеличить усилия и удержать старый союз, но на этой неделе глава отечественной дипломатии в Нью-Йорке провел целый ряд встреч с американскими чиновниками – в том числе с представителем Пентагона.

«Россия сегодня экспортирует свой внутренний экономический кризис во все страны постсоветского пространства. Из-за того, что наши экономики очень сильно связаны друг с другом, это создает вот такие проблемы для белорусской экономики», – считает Арсений Сивицкий, руководитель Института стратегических и внешнеполитических исследований.

И соответственно Москва не имеет тех ресурсов, которые до украинского кризиса могла тратить на интеграционные процессы. Диктатор же не скрывает своего возмущения.

«Это уже надоело, это уже через край, дальше так продолжаться не может. Я это говорю потому, чтобы вы понимали, на каком фоне мы сегодня разговариваем о дальнейшем развитии нашего союзного проекта. Это, ни в коем случае не означает возврат интеграционных проектов, но свое участие мы будем оптимизировать», – пообещал Лукашенко.

В свою очередь поведение Минска не устраивает Москву. Открыто нейтральная позиция по украинскому конфликту, курс на исправление отношений с Западом и при этом – требования дальнейшей экономической поддержки. А тут еще и угрозы «оптимизировать» интеграцию.

«Это просто такой формат переговорный между Беларусью и Россией – можно назвать это условно «дипломатией скандала» или «дипломатией конфликта», когда дела такого порядка о ценах на газ и нефть решаются только тогда, когда конфликт реходит на высший уровень», – считает Денис Мельянцов, старший аналитик Института стратегических и внешнеполитических исследований.

Вопрос – остаются ли недавние учения на Лепельском полигоне при участии внутренних войск МВД по зачистке и блокировке захваченного сепаратистами населенного пункта также в пределах этой дипломатии скандала?

«Это такие сигналы для наших партнеров на Востоке, что Беларусь готова к любому сценарию развития ситуации наших отношений с Россией, даже до самого конфликтного», – считает Сивицкий.

С другой стороны, на белорусско-российской границе также идут спорные «сигналы». Еще летом Россия усилила группировку войск на западной границе – двумя бригадами – якобы в связи с активностью блока НАТО. Эксперты успокаивают – чтобы сохранить влияние на нашу страну, Кремлю войска не понадобятся.

«Конечно, Россия заинтересована, чтобы сохранить Беларусь в своей орбите, но с другой стороны считаю, что в российском руководстве уверены, что Беларусь и так никуда не денется из-за зависимости экономической и политической зависимости», – говорит Мельянцов.

Ведь чтобы действительно вырваться из этой орбиты, одного только потепления отношений мало. А на интеграцию с Евросоюзом по примеру Украины, или по крайней мере на реальные либеральные реформы, как показали хотя бы недавние «парламентские выборы», официальный Минск идти не готов.