Почему внук Ислама Каримова скрывается в Британии?

photo_128797

Смерть Ислама Каримова, который правил страной аж 27 лет, превратилась в целую драматическую эпопею. Даже зарубежные лидеры запутались с соболезнованиями, ориентируясь на сообщения прессы.

Прощание с президентом произошло как в классические сталинские времена. В стране еще нельзя говорить ни о методах Каримова, создавшие ему славу одного из самых жестоких диктаторов постсоветского пространства, ни о его преследование собственной дочери, которая захотела стать президентом.

 "Классический диктатор" — так кратко можно описать последние четверть века Ислама Каримова. Однако его президентская история переполнена интригами от семейной мелодрамы до криминального блокбастера. Он неизменно правил узбеками фактически с 1989 года.

 При нем родились и родили своих детей целое поколение. Перескочив с кресла главного узбекского коммуниста в президентское, он решил, что по советской традиции будет править до смерти. При этом он уничтожал всех, кто мог ему в этом помешать, не жалея даже собственных детей. Старшую дочь Гульнару чуть не упек за решетку, когда та осмелилась заявить о своих президентских амбициях. Внук за поддержку мамы едва не поплатился жизнью.

Впрочем, преемников у Каримова никогда не было. Президент превратил в закрытое государство без всякого намека на демократию. Трудно поверить, но здесь до сих пор существует рабский труд. Фермеров, врачей, учителей и детей в принудительном порядке сгоняют на поля бесплатно собирать хлопок – один из основных экспортных товаров. Количество таких узбекских крестьян достигает пяти миллионов человек, а это почти 16% населения.

А вот миллиардные прибыли от продажи хлопка идут исключительно в карманы местной элиты. И большинство узбеков, похоже, предпочитают не замечать таких вещей.

"Он сделал очень много для процветания нашей страны. Он создал благодатную почву для развития наших детей – молодого поколения. Мы живем в мире", — рассказала Салива Диломор, жительница Ташкента.

Правозащитники называют Каримова одним из самых жестоких правителей на постсоветском пространстве. Пытки, содержание в психбольницы и убийства были привычными инструментами в отношениях с оппозиционерами. И самый громкий резонанс получил Адиджанский расстрел. В 2005 по приказу Каримова силовики устроили бойню на мирной демонстрации, которая требовала реформ. Расстреляли, только по официальным данным, 187 протестующих. Неофициально же люди рассказывали о тысяче убитых. Виновными, традиционно для диктаторов, которые правят десятками лет, были названы США.

Каримов приказал американским солдатам покинуть военный аэродром, который те использовали в афганской кампании. Уже за несколько месяцев этот аэродром отдал Кремлю в рамках так называемого Договора о коллективной безопасности — кремлевский аналог НАТО в Евразии. Но Каримов не очень верил и Москве. "Если страна находится в рамках этой организации, там есть механизм легитимного вмешательства, то есть силы быстрого развертывания, которые могут в случае кризисной ситуации по просьбе легитимного правительства помочь установить или восстановить конституционный порядок", — считает Олег Белоколос, эксперт "Майдана иностранных дел".

Таким образом, после объявления смерти Каримова Путин мог бы почти законно применить военную силу, чтобы при власти в Узбекистане поставить своих людей. Вот только Узбекистан эту коллективную безопасность неожиданно оставил 4 года назад, а заодно со своей территории выпроводил российских солдат. Поэтому Москва сейчас сильно нервничает, ведь из бывших советских республик все меньше стран остаются под ее влиянием. Тот, кто придет к власти в Ташкенте, будет еще меньше доверять Москве, чем Каримов. Наиболее вероятным является разворот в сторону Китая или исламизация Узбекистана.

При этом многие эксперты рассуждают, может ли дочь Каримова – Гульнара — таки захватить власть после отца. О ее состоянии, как и о богатстве всей семьи Каримовых, ходили легенды. Она училась в Гарварде — политолог со степенью кандидата наук. Говорят, она была миллиардершей, владела компанией, распоряжалась основными промышленными активами Узбекистана.

Параллельно разрабатывала дизайн одежды, ювелирных украшений и пела под псевдонимом Гугуша, иногда даже в дуэте с известными западными звездами. Однако три года назад Гульнара обмолвилась о своих президентских амбициях. Это так разозлило президента-отца, что он приказал возбудить против нее уголовное дело якобы за финансовые махинации и непристойное, как для мусульманки, поведение. Гульнаре пришлось официально отказаться от претензий на президентский пост. Это помогло ей избежать тюрьмы, но не домашнего ареста, под который она попала вместе с 16-летней дочерью. Не было ее и на похоронах отца. Что с ней и жива ли она – не знает даже ее сын Ислам.

Парень уверен, дедушка не совсем понимал, что происходит вокруг, и не имел доступа к интернету. Пользоваться сетью президенту запрещала жена Татьяна. Об этом внук рассказал в интервью ВВС два года назад. Во всех семейных неурядицах Ислам-младший подозревает спецслужбы страны.

"Я стал врагом. Собственно мне приходится бороться с целым режимом. Они пытались отравить меня и мою маму тяжелыми металлами. Только в моей крови нашли шесть элементов, в крови мамы их было значительно больше", — рассказал внук Ислам Каримов.

Из Узбекистана Исламу пришлось бежать в Великобританию.

Младшая дочь Каримова – Лола на родине чувствует себя безопасно. Она работает представителем страны в ЮНЕСКО, занимается благотворительной деятельностью. Женщина славится тягой к роскошной жизни. Например, за ужин с Моникой Белуччи она заплатила 190 тысяч евро. В 2014, когда ее сестру пытались посадить за решетку, приобрела поместье в Беверли Хиллс, который оценивался в свыше 50 миллионов долларов.

Эксперты шутят, Каримову не повезло. Имеет двух дочерей, а в мусульманской стране высокие посты девушкам не достаются. Впрочем, есть еще сын от первого брака с Натальей Кучмой, которого зовут Петр. Но он давно порвал с семьей и не говорит на узбекском.

Поэтому среди вероятных преемников Каримова рассматривают три кандидатуры: главу спецслужб Рустама Иниятова, министра финансов Рустама Азимова и премьера Шавката Мирзияева. Первый уже слишком старый, ему 72. Второй – слишком как для Узбекистана либеральный и по данным некоторых источников его арестовали, как только президенту стало плохо. Поэтому самым вероятным преемником Каримова называют премьера Шавкат Мирзияев.