Цукерберга обвиняют в злоупотреблении властью за удаление поста о «напалмовой девочке»

1962c670947cc5399696

Крупнейшая в Норвегии газета на своей первой странице опубликовала письмо на имя руководителя Facebook Марка Цукерберга, в котором резко осудила решение компании удалить историческую фотографию Вьетнамской войны и призвала Цукерберга соответствовать своему званию «самого могущественного в мире редактора».

Главный редактор издания Aftenposten Эспен Эгиль Хансен (Espen Egil Hansen) обвинил Цукерберга в бездумном «злоупотреблении властью» над социальной сетью, которая стала главной платформой по распространению новостей и информации во всем мире. Он написал: «Я расстроен, разочарован — на самом деле, я даже боюсь того, что вы собираетесь сделать с основой нашего демократического общества».

«Меня тревожит то, что самое важное СМИ в мире ограничивает свободу вместо того, чтобы расширять ее, причем порой это делается авторитарными методами», — добавил он.

Скандал начался из-за решения Facebook удалить материал норвежского писателя Тома Эгеланда (Tom Egeland), где фигурировала знаменитая фотография Ника Ута (Nick Ut) «Ужас войны». На фотографии времен Вьетнамской войны, за которую Ут получил Пулитцеровскую премию, обнаженная девятилетняя девочка Ким Пхук (Kim Phúc) бежит от напалма. Всвоем материале Эгеланд рассказывает о «семи фотографиях, изменивших историю войн». Изображение «напалмовой девочки» определенно принадлежит к этой категории.

Впоследствии Facebook временно заблокировал учетную запись Эгеланда. Когда Aftenposten сообщила об этом решении соцсети и разместила ту же самую фотографию в своей статье, ссылки на которую появились в Facebook, ее редакция получила письмо от руководства компании с просьбой «либо удалить, либо заретушировать» фотографию.

Facebook в этом письме дал следующее объяснение: «Любые фотографии людей с обнаженными гениталиями, ягодицами или с голой женской грудью будут удаляться».

По словам Хансен, не успела Aftenposten дать ответ, как Facebook удалил статьюи фотографию со странички газеты на своем сайте.

В открытом письме Хансен отмечает, что решение Facebook удалить фотографию демонстрирует опасную неспособность «отличить детскую порнографию от знаменитой фотографии о войне», а также нежелание «предоставить место здравому смыслу».

«Хотя я являюсь главным редактором самой крупной норвежской газеты, я вынужден признать, что вы ограничиваете мне пространство для выполнения редакторских обязанностей, — написал Хансен. — Мне кажется, что вы злоупотребляете собственной властью. Мне трудно поверить, что это хорошо обдуманные действия».

Далее Хансен заявляет, что вместо выполнения программной задачи «делать мир более открытым и связанным» такие редакционные решения «просто отдают глупостью и не сближают людей».

Редакционная статья в Aftenposten вышла в момент, когда к Facebook привлечено повышенное внимание из-за его усиливающегося влияния в распространении новостей.

Информационные агентства попадают во все большую зависимость от Facebook в своих действиях по расширению онлайновой аудитории. Согласно данным опроса исследовательского центра Pew от 2016 года, 44% взрослого населения США получает новости через эту социальную сеть.

Популярность Facebook ведет к тому, что его алгоритмы могут оказать колоссальное влияние на общественное мнение.

Сайт Gizmodo в мае 2016 года сообщил, что Facebook специально отказывается размещать статьи консервативных информационных сайтов. Это вызвало настоящую бурю, из-за чего Цукерберг лично обратился к ведущим консерваторам.

Недавно его компания уволила группу редакторов, работавших в отделе актуальных тем, решив заменить их алгоритмами. Это очень быстро продемонстрировало, насколько трудно автоматизировать редакционные оценки информации, продвигающие фиктивные новости.

В своем открытом письме Хансен отмечает, что решения Facebook о том, какой контент продвигать, какой запрещать, а с каким мириться, функционально являются редакционными вне зависимости от того, принимаются они на основе алгоритмов или нет.

«СМИ несут ответственность за рассмотрение каждой публикации в индивидуальном порядке, — написал он. — Это право и обязанность всех редакторов в мире, и их нельзя подрывать алгоритмами, которые кодируются в вашем офисе в Калифорнии».

«Марк, редакторам не ужиться с вами в качестве генерального редактора».

Выступая в августе в Риме, Цукерберг поднял вопрос о роли Facebook в новостных СМИ, попытавшись преуменьшить свои редакторские обязанности.

«Мы компания информационных технологий, а не медийная компания, — сказал он. — Миру нужны компании, предлагающие новости, но ему также нужны технологические платформы типа нашей, и мы относимся к своим обязанностям очень серьезно».

Среди предложений Хансена об исправлении поведения Facebook есть идея о «географически дифференцированных указаниях и правилах публикации», которые проводят различие между редакторами и прочими пользователями Facebook, а также о «всестороннем анализе методов вашей работы».

Он также призвал усилить доступность компании, написав: «Сегодня, если вообще возможно связаться с представителем Facebook, то надеяться можно максимум на получение коротких формальных ответов с неизменными ссылками на всеобщие правила и руководящие указания».

«Мы признаем, что это легендарная фотография, но трудно провести различие между снимками, позволив публиковать одно фото обнаженного ребенка и запретив другие», — заявил представитель Facebook, отвечая на запрос Guardian.

«Мы стараемся найти золотую середину между возможностью людей самовыражаться и сохранением безопасного и уважительного отношения к мировому сообществу. Наши решения не всегда идеальны, но мы и впредь будем совершенствовать свою работу и способы реализации принятых решений».