Устойчивое развитие и добыча золота в Перу

1243

Мыть золото в соответствии с концепцией устойчивого развития? Добиться этого не так-то просто, как хотелось бы. К такому выводу пришли швейцарские эксперты, побывавшие недавно на золотом прииске в Перу, участвующем в программе модернизации условий труда золотодобытчиков, реализуемой по линии швейцарского частно-государственного проекта «Better Gold Initiative», передают Новости в Мире.

Городок Хульяка (Juliaca) расположен в юго-восточной части Перу, в регионе Пуно в 45-ти км к северо-западу от озера Титикака на плато Альтиплано. Высота в 3 825 метров над уровнем моря ощущается здесь сразу и поначалу передвигаться тут нужно очень осторожно и не торопясь. Вообще-то в качестве туристической достопримечательности городок этот мало кому известен. С другой стороны, в его узких переулках можно увидеть те же самые лавочки и ресторанчики, характерные для любого приморского курорта, с одной только особенностью.

А заключается она в том, что хозяева этих лавочек зазывают к себе не туристов, желающих приобрести сувенирную продукцию, но торговцев золотом, стремящихся как можно быстрее сбыть благородный металл, добытый очень часто нелегально и без соблюдения минимальных социальных стандартов, с нарушением как национального перуанского законодательства, так и положений международного права, например, Минаматской конвенции по ртути (Minamata Convention on Mercury), направленный на защиту здоровья людей и окружающей среды от ртути и её соединений.

Разумеется, там, где цветет черный рынок, всегда наблюдается повышенный уровень преступности. Городок Хульяка в этом смысле не исключение. Задавать вопросы о том, откуда взялась та или иная партия золота, тут лучше не надо. «Если кто-то заметит, что вы суете нос не в свои дела, вас просто линчуют», — предупреждает один из торговцев.
Из пастухов в золотодобытчики

В 150 километрах к северу от города, на высоте 4700 метров, расположена Ананеа (Ananea), один из округов провинции Сан-Антонио-де-Путина (Provincia de San Antonio de Putina), входящей в состав региона Пуно. Горнодобывающая промышленность серьезно изменила альпийские ландшафты этой местности, следы борьбы человека с горами за право обладать драгоценным желтым металлом видны повсеместно.

Именно здесь и работает золотодобывающий кооператив CECOMIP. Организация эта совершенно легальная, обладающая всеми разрешениями и лицензиями на ведение горнодобывающей деятельности. Создан кооператив был в 2006 году. Для местных крестьян он сразу стал важнейшим работодателем. Раньше население этих мест в основном жило за счет разведения альпак (Vicugna pacos), домашних парнокопытных животных, близких родственников верблюдов и лам, а теперь им представилась возможность превратиться в настоящих старателей.

Передвигаясь раньше только по склонам, они вдруг стали интересоваться тем, что находится у них под ногами, в недрах. Стоимость золота в то время на мировых рынках просто зашкаливала, рентабельность золотодобычи была фантастической. Это и привело к тому, что регион Ананея практически превратился в перуанский Клондайк. Число людей, приезжавших сюда в надежде разбогатеть, росло не по дням, а по часам. Бум давно схлынул, но и сегодня там, где раньше мигрировали стада домашних животных, все забито самосвалами, экскаваторами и прочей тяжелой техникой.

В Перу, где 22% населения живет за чертой бедности, золотодобыча многим показалась быстрым, а, главное, надежным способом поправить свои финансы. Клаудио Мара (Claudio Mara), раньше имел стадо в примерно 50 альпак, зарабатывая около 400 долларов в год. Сегодня он работает старателем в кооперативе CECOMIP. Он и его товарищи скоро станут партнерами проекта «Better Gold Initiative» («BGI»), запущенного в 2013 году с целью создания замкнутой, свободной от посредников, золотодобывающей производственной цепочки, которая начинается в шахте и дотягивается вплоть до мирового рынка драгоценных металлов.

Данный проект стал результатом нескольких скандальных и разоблачительных публикаций в СМИ Швейцарии, в соответствии с которыми некоторые швейцарские золотодобывающие предприятия могли иметь какое-то отношение к золоту, нелегально добывавшемуся в Ма́дре-де-Дьос (Madre de Dios), департаменте на юго-востоке Перу на границе с Бразилией и Боливией. Сегодня в рамках проекта «Better Gold Initiative» («BGI») ежегодно добывается примерно 700 килограммов золота.

Это, конечно, больше 25-ти килограммов, добывавшихся в момент сразу после запуска инициативы, но все равно это буквально капля в море по сравнению с 2 700 тоннами золота, добываемого в год по всему миру. Кстати, 70% этого объема потом, так или иначе, попадают в Швейцарию (подробнее об этом в данном материале) с целью очистки и дальнейшей переработки. На долю артели CECOMIP приходятся примерно 4,5 килограмм золота, добытого в месяц.
Средства на экологию и социальные выплаты

Сверхзадачей швейцарской инициативы в пользу «хорошего золота» является перевод местной золотодобычи на рельсы принципов устойчивого развития. Важнейшим элементом этих принципов является бережное отношение к окружающей среде, а также осознание бизнесом своей социальной ответственности. Гильермо Медина (Guillermo Medina) является в Перу национальным координатором этой программы.

По его словам, сейчас торговля золотом построена на целой пирамиде посредников, блокирующих производителям доступ на рынок драгоценных металлов. Посредники являются причиной торговых наценок и накруток. Из-за них дорожает золото, а производители недополучают оборотных средств. А вот проект «BGI» обеспечивает старателям прямой доступ на рынок золота, более того, в его рамках старатели и артели сами получают бонусы, которые могут быть использованы для улучшения социальных условий труда или же инвестированы в природоохранные мероприятия.