Можно считать Путина хищником-оппортунистом или дальновидным политиком, пишут СМИ, но Россия встала в авангарде «арабской шиитской оси» в самом взрывоопасном регионе мира, а также пытается посредничать в израильско-палестинском конфликте. Вмешательство в сирийский хаос «может аукнуться на российской территории», но «Путин намерен извлечь выгоду из ощущения, что США слабеют», считает FT, передают Новости в Мире.
Критики считают Путина, который нарушил баланс сил в Европе, захватив Крым и проникнув в Восточную Украину, хищником-оппортунистом, а поклонники – проницательным и даже дальновидным человеком, отмечает журналист The Financial Times Дэвид Гарднер, предваряя анализ «геополитической балансовой ведомости Путина на Ближнем Востоке».
«Российское вмешательство в изменчивый хаос, царящий в Сирии, было и остается рискованным делом. Отчасти поэтому Обама старается держаться от данного конфликта как можно дальше», – говорится в статье.
Россия встала в авангарде «арабской шиитской оси», которой руководят персы, в самом взрывоопасном регионе мира. Вражда России с суннитами, которые составляют подавляющее большинство мусульман, может аукнуться на российской территории, где у «Исламского государства» и доморощенных джихадистов есть плацдармы на Северном Кавказе, пишет автор. Кроме того, в Сирии повстанцы-сунниты оказались сильнее, чем полагала Россия. «Асад остается на своем посту, но теперь россияне увидели, что он (и они) царствуют над руинами», – говорится в статье.
Тем не менее, по мнению Гарднера, Путин намерен извлечь выгоду из ощущения, что США слабеют. Оно укоренилось на Ближнем Востоке после того, как в 2013 году Обама не наказал режим Асада за предполагаемое применение химоружия.
«В целом послужной список Путина на Ближнем Востоке выглядит невероятно успешным. Его достижения, по-видимому, эфемерны, но они выводят США из равновесия», – заключает автор.
Варварская военная тактика Башара Асада стала причиной подавляющего большинства смертей на гражданской войне в Сирии, пишет на страницах The Times министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Он считает, что Асад не должен играть никакой роли в правительстве «новой Сирии».
Все международное сообщество обязалось сместить Асада, пишет автор. «Даже российская сторона признала, что должна быть политическая передача власти. Но в то же самое время Россия применяет военную силу, чтобы не допустить поражения Асада и удержать его у власти», – говорится в статье. Когда Россию просят объяснить ее поведение, она отвечает: «А что будет после Асада?» Джонсон поясняет, что вопрос подкреплен опытом войны в Ираке, где «мы сместили сильного правителя-баасиста, и воцарился хаос».
Однако Джонсон видит два отличия ситуации в Сирии. Во-первых, Асад – «до ужаса слабый лидер», а во-вторых, «на сей раз есть альтернатива». «Сегодня в Лондоне мы принимаем Сирийский высший комитет по переговорам, самое широкое по своей базе объединение оппозиции в Сирии. Он изложит концепцию постасадовской Сирии, которая будет демократической и плюралистичной, но учтет благоразумный тезис, что нельзя просто снести все существующие государственные структуры. Такова была одна из ошибок в Ираке, она не повторится», – пишет автор.
Комитет предлагает план постепенной передачи власти: переговоры оппозиции и режима, правление переходного правительства (с участием оппозиционеров, представителей нынешнего правительства и гражданского общества), выборы.
«Если Россия и США смогут совместно организовать прекращение огня, то в Женеве смогут возобновиться переговоры. (…) К тому времени все стороны увидят, как минимум, «строительные леса» для постасадовской Сирии», – пишет Джонсон.
В свете ситуации на Ближнем Востоке обозреватель The Washington Times Л.Тодд Вуд обращает внимание на военизированную ливанскую шиитскую организацию «Хезболла». Она «использует гражданскую войну в Сирии для подготовки к войне с Израилем», утверждает автор.
«Хезболла» была и продолжает оставаться марионеточной сухопутной военной силой Ирана в его усилиях по поддержке шиитского режима Асада с помощью Российской Федерации, говорится в статье. «Хезболла» приобрела огромный опыт ведения боевых действий больших масштабов и мобильной войны, а также размещает на Голанских высотах, возле израильской границы, большое количество новейших видов вооружений.
«Если Асаду удастся остаться у власти, ему, скорее всего, придется уступить контроль над Голанскими высотами Ирану и «Хезболле», создавая угрозу для Израиля», – предполагает Вуд.
Вдобавок Россия дала «Хезболле» доступ к своим значительным арсеналам в Сирии в обмен на разведданные, используемые во время бомбардировок.
Война с целью оставить Асада у власти может быть частью долговременного плана Ирана по осуществлению своего обещания уничтожить Израиль, считает автор.
«После предпринятой военной операции в Сирии Москва пытается стать посредником в урегулировании израильско-палестинского конфликта», – сообщает Петр Смоляр в Le Monde. С этой целью в Иерусалим 5 сентября прибыл спецпосланник Путина на Ближнем Востоке Михаил Богданов, который обсудил с Нетаньяху предложение Путина устроить в Москве его встречу с президентом Палестинской автономии Махмудом Аббасом.
«Израильский премьер заявил, что готов к этой встрече «без предварительных условий», – передает корреспондент. Между тем палестинская сторона проявляет осторожность. Аббас находится с визитом в Польше. «У нас консультации в разгаре, – объяснил один из его советников. – Мы посмотрим, какие условия встречи предложит Москва».
Российский президент разговаривал по этому поводу по телефону с израильским премьером. Политики четыре раза встречались в этом году. «Это оскорбительно для Барака Обамы, у которого с израильским премьером ужасные личные отношения», – отмечает Смоляр.
Нетаньяху знает, что призывы ПА до переговоров освободить политических заключенных и заморозить строительство поселений активизировались также в связи с муниципальными выборами в автономии 8 октября.
С израильской стороны давление религиозного права на правительство делает все уступки маловероятными, говорится в статье.
Сообщения о достигнутых договоренностях относительно встречи между Аббасом и Нетаньяху в Москве были, очевидно, преждевременными, пишет корреспондент Der Standard.
Глава Палестинской автономии во вторник в ходе визита в Варшаву сделал неожиданное заявление, что на ближайшую пятницу была запланирована встреча с премьером Израиля Беньямином Нетаньяху. «Я был готов поехать в Москву прямо отсюда», – заявил Аббас, добавив, что по желанию израильского премьера встреча была отложена.
«В последние недели Россия все отчетливее демонстрирует желание примерить на себя роль посредника в переговорах между палестинцами и израильтянами. В Рамаллахе во вторник принимали замминистра иностранных дел РФ Михаила Богданова, который, вероятно, пытался подготовить почву для встречи», – говорится в статье.
Правда, из Иерусалима позитивных сигналов пока не поступало. Израильская сторона лишь в очередной раз отметила, что готова встретиться с президентом Аббасом в «любой момент и без предварительных условий».
Аббас, напоминает автор публикации, настаивает на прекращении строительства поселений в качестве условия для начала переговоров с израильтянами. Последние переговоры под эгидой госсекретаря США Джона Керри зашли в тупик, едва начавшись, в апреле 2014 года. Посредниками пытались выступать и Египет, и Франция, говорится в статье.
«За последний год наметилось потепление в отношениях между Путиным и Нетаньяху. Две страны координируют свои военные действия в Сирии, хотя нередко преследуют противоположные цели», – добавляет автор.