Каримовский Узбекистан: как изменилась страна за 26 лет правления полюбившегося диктатора

1

В Самарканде в субботу прошла церемония прощания и похороны первого президента Узбекистана Ислама Каримова, который правил этой азиатской страной 26 лет. Ислам Абдуганиевич 27 августа перенес инсульт, впал в кому, а в пятницу, 2 сентября, скончался. Его похоронили на закрытом уже 20 лет кладбище Шахи-Зинда рядом с родителями. В последний путь Каримова провожала его вторая жена Татьяна и младшая дочь Лола Каримова-Тилляева. Скандальной старшей дочери Гульнары, которую ранее считали главной преемницей президента, на траурных мероприятиях замечено не было. Скорее всего, во избежание каких-либо скандальных заявлений со стороны Гульнары, ее решили не выпускать из-под домашнего заточения.

Кортеж с телом Каримова ехал из аэропорта до центральной площади Самарканда по дороге, которую местные жители усеяли розами. Десятки тысяч горожан вышли на улицы, чтобы проститься со своим лидером. Судя по телекадрам из Самарканда, многие узбеки рыдали, что, по мнению иностранных наблюдателей, очень напоминало кадры с похорон северокорейского диктатора Ким Чен Ира в 2011 году.

Вчера десятки тысяч самаркандцев шли к могиле Каримова. "Они потеряли вождя и "отца народа", как узбеки называют Каримова и к которому не просто привыкли за 26 лет, но и успели искренне полюбить, — рассказал "Сегодня" местный житель Сид Янышев. — В субботу в последний путь проводить президента пришло полгорода, а сегодня я наблюдал, как к его могиле выстроилась километровая очередь. Пропускают человек по 30. Чтобы всего 10 секунд провести у могилы "отца", люди стоят в очереди более двух часов".

На вопрос нашей газеты: "За что вы любите Каримова?" — узбеки в соцсетях отвечали так: за мирное небо над головой; за то, что он жестко пресекал вылазки исламистов; за развитие промышленности; за отказ от распродажи государственных активов и земли иностранным инвесторам… "Все-таки не оставил после себя непомерных долгов государства, промышленность и сельское хозяйство не развалил. Может ведь повториться история Ливии: тиран плохой, а без него еще хуже", — написал Сакен Кусаинов. На сегодня внешний долг Узбекистана — $3,630 млрд. Для сравнения долг Украины — $117 млрд. "Эта страна сейчас практически сама обеспечивает свои внутренние потребности. Я везде вижу Made in Uzbekistan, а не Made in China. Они наладили у себя производство практически всего — от текстиля до бытовой техники и мобильных телефонов, от автомобилей до промышленных производств. Таким путем они молча создают свой экономический фундамент. Их гастарбайтеры составляют всего 7—8% от населения", — отметил казах Умирбек, который часто ездит в командировки в Узбекистан.

_-1_14

"Больше всего люди боятся войны"

Сейчас обязанности президента исполняет председатель Сената Нигматиллу Юлдашев. В течение трех месяцев в стране должны пройти выборы главы государства. Наиболее вероятные кандидатуры на этот пост: премьер-министр Шавкат Мирзияев, министр финансов Рустам Азимов и глава Службы безопасности Рустам Иноятов. Стоит отметить, что прибывший на похороны Каримова российский премьер Дмитрий Медведев (президент Путин не прилетел в Самарканд, сославшись на слишком плотный рабочий график) имел беседу именно с Мирзияевым, что может свидетельствовать о том, что именно на этого политика ставит Москва.

"Все очевидные преемники принадлежат к политической элите страны и едва ли что-то изменят, хотя перемены остро необходимы режиму, погрязшему в коррупции и попирающему права человека", — пишет британская газета The Guardian. Но, судя по словам Сида Янышева, узбеки боятся перемен: "В обществе царит растерянность. В условиях Узбекистана, как правило, народ не решает. Я ни от кого вокруг не слышал: "Кого мы выберем?". Здесь формулировка звучит: "Кого назначат?". Люди не уверены, что страна будет существовать, как раньше, и не уверены, что в случае каких-то изменений будет лучше. Люди привыкли, что при "папе" у них все было тихо и спокойно. А сейчас больше всего боятся войны".