На днях в журнале Foreign Affairs, одном из главных рупоров западной американской демократии, появилась совсем уже разгромная статья о новой диктатуре в Европе, передают Новости в Мире.
Речь в статье шла, однако, не о Лукашенко, а о его западном соседе – Ярославе Качинском. Еще более удивителен тот факт, что господин Качинский в действительности диктатором являться априори не может, ведь он вообще не занимает никакой официальной должности в правительстве страны. Он всего лишь лидер правящей партии «Закон и Порядок». Однако в сегодняшней Польше, похоже, восстановились времена, так напоминающие советские, что кроме как диктатором Качинского-то и назвать сложно. Именно он, будучи лидером партии в пока еще многопартийной стране, заправляет сегодня в Польше абсолютно всем. Премьер-министра Беату Шидло в статье называют марионеткой Качинского, президента Анджея Дуду чуть мягче назвали – ассоциированным с партией «Закон и порядок», а саму партию – всемогущей и, главное, – всехотящей. Она обладает абсолютным большинством в парламенте Польши, но ей этого мало – хочется абсолютной власти в стране, за что и развернулась настоящая битва.
Перед самым уходом предыдущее правительство назначило трех новых судей в Верховный суд страны, заменив трех ушедших на пенсию.
Корни возникшего в Польше конституционного кризиса уходят в действительности в последние дни правления противника Качинского – партии «Гражданская Платформа», которая правила страной без перерыва с 2007 по 2015 год. Перед самым уходом предыдущее правительство назначило трех новых судей в Верховный суд страны, заменив трех ушедших на пенсию. Этот шаг был абсолютно законным, слов нет. Но они попробовали пойти дальше и назначили еще двух судей на место тех, которые должны были уйти на пенсию в декабре 2015 года, когда у власти бы уже находилось правительство партии «Закон и порядок». Этот ход уже вызывал юридические вопросы. Но президент Дуда, ассоциированный с партией Качинского, отказался принять присягу у всех пяти назначенных судей – тех, кто были назначены абсолютно законно, и тех, чье назначение вызывало вопросы. В этот момент все и началась, а демократия в Польше закончилась.
Верховный суд Польши действовал строго в соответствии с конституцией страны и в принятии своих решений руководствовался исключительно польским законодательством. Президент же Дуда чихал на польскую конституцию и польские законы с высоты своего партийного положения не менее наглым способом, чем это делал канцлер Гитлер в первый год своего правления еще полудемократической Германией. Как только произошла юридическая коллизия с пятью судьями, Верховный суд дело это рассмотрел и строго по закону постановил, что три первых судьи были назначены законно, а два последних не законно. Все, точка – таков в стране закон. Президент Дуда на их решение, которое и есть в Польше закон, просто плюнул и принял присягу у пяти абсолютно других судей, которых в спешке назначил вновь избранный парламент, полностью контролируемый Качинским. Германия, начало 1933 года, по-другому описать случившееся вряд ли можно. Вся Европа во главе с той же Германией просто опешила. Такого в 2016 году не ожидал никто. Какой там Лукашенко, тот хоть букву закона уважает. Это получается, президент Дуда, тот, что приехал к нам на парад, – последний диктатор Европы, а не Александр Григорович Лукашенко.
Чтобы подчинить себе Верховный суд, по приказу Качинского ручной парламент страны принял ряд законов, ограничивающих его деятельность, а также ставящих в зависимость от парламента.
Но это было только начало. Качинский затем решил разобраться со всем Верховным судом во всей его целостности как с органом власти в стране. Он решил его себе подчинить и не дожидаться всяких там формальностей – ухода на пенсию других судей, когда он сможет назначить своих через полностью контролируемый парламент. Вся Польша уже в его руках, и только Верховный суд, у которого имеются серьезные рычаги власти, страдает от независимости. Чтобы подчинить себе Верховный суд, по приказу Качинского ручной парламент страны принял ряд законов, ограничивающих его деятельность, а также ставящих в зависимость от парламента. Все, с демократией в Польше было покончено самым грубым образом.
Многие в Европе сравнивают Качинского с Виктором Орбаном – венгерским лидером, которого европейские бюрократы уже давно поставили на пьедестал как главного диктатора Европы. Но Орбан все делал строго по закону, он выиграл выборы и затем с помощью большинства в парламенте принимал те законы, которые ему были нужны. У Качинского ситуация оказалась сложнее, потому как в силу особого конституционного устройства страны на его пути оказался Верховный суд, который он и пытается крушить абсолютно дикими методами времен начального периода Третьего рейха. Качинский и Орбан дружат, а также являются отпетыми союзниками. Именно Виктор Орбан на сегодняшний день выступает главным защитником Качинского от нападок европейской демократии-бюрократии.
С Орбаном за спиной ни одно голосование против Польши в Европе не пройдет.
Дело в том, что для введения санкций против Польши со стороны Европейского союза, о чем сейчас постоянно говорят самые отпетые демократы Европы, необходимо, чтобы за них проголосовали все члены Евросоюза. Виктор Орбан сразу же категорически заявил, что он против Польши голосовать не будет, чем и поставил крест на всех проектах введения санкций. Пока Орбан с ним вместе, Качинский может спать спокойно. Так он и делает. 27 июня Европейская комиссия выдвинула Польше ультиматум – вернуть демократию в страну не позднее чем через три месяца. Качинский ответил, что его требование Брюсселя «позабавило». Это означает только одно – чихать он на этот Брюссель хотел. С Орбаном за спиной ни одно голосование против Польши в Европе не пройдет. Их союз на сегодняшний день самый в Европе стратегический, нет в Европе двух более мотивированных союзников, чем Орбан и Качинский, они стоят спиной к спине, потому как по-другому могут упасть под натиском демократии.
Интересно, что Орбан считается главным союзником Путина и его агентом внутри Евросоюза. Качинский же считается главным врагом Путина в составе того же Евросоюза, но по отношению друг к другу они являются ближайшими и абсолютно стратегическими партнерами. Такое положение вещей кроме как геополитическим парадоксом и назвать-то сложно.
Пока Качинский явно одержал верх над всемогущим Европейским союзом, и грубая насмешка касаемо того, что угрозы Брюсселя его забавляют, лишнее тому доказательство. Но демократия – она ведь дама старая, немощная, а потому двигается медленно, но вот когда она все же двинется, то Качинский ей не соперник, а всего лишь вредная букашка под её мощными ногами. А потому сомнений в том, что его раздавят, как и всех других диктаторов Европы, нет. Вопрос только – когда?