5 октября звезда «Титаника» Кейт Уинслет отмечает 40-летие. Вспоминаем роли, которые принесли актрисе три «Золотых глобуса», «Оскар» и мировую славу.
Первое, чему обычно все удивляются, интересуясь биографией Кейт Уинслет, оскаровской лауреатки (при шести номинациях) и одной из самых популярных голливудских див, — она, оказывается, чистокровная британка. А мы-то думали! Ведь играет она сплошь в американских фильмах. Просто роли в голливудских картинах затмили ее некогда весьма успешные дебюты в британских театральных и телепроектах (еще будучи подростком, она играла Венди в спектакле «Питер Пэн», снималась в документальных фильмах для BBC), поэтому мало кто числит ее английской актрисой. Впрочем, британская актерская школа дала миру самое, пожалуй, большое число мировых знаменитостей.
Дело в том, что с ранней юности Кейт Уинслет несказанно везло на режиссеров. В 1994 году она познакомилась с Питером Джексоном (тогда еще снимавшим в основном недорогие ужастики) и сыграла одну из главных ролей в его фильме «Небесные создания», основанном на реальной истории подружек, одна из которых подговорила другую убить мать, подозревавшую детей в гомосексуальной связи. С этой ленты началась заокеанская карьера Кейт, позволившая ей в дальнейшем выбирать роли, а не свыкаться с ними.
В 20-летнем возрасте она сыграла Марианну, среднюю из трех сестер Дешвуд в мелодраме Энга Ли«Разум и чувства» по знаменитому роману Джейн Остин. Фильм получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, собрал кассу, в десять раз превышающую бюджет (около $140 млн), принес Уинслет премию Британской киноакадемии BAFTA и первую номинацию на вожделенный американский приз. Легко представить, что означало для нее знакомство с будущими мэтрами Голливуда, стоящими в те времена на пороге мирового признания. Ее карьера была связана с выдающимися именами буквально с самого начала. Не обладая особыми внешними данными, Кейт привлекала режиссеров искренностью, работоспособностью и безусловным актерским дарованием.
Кеннет Брана и Кейт Уинслет в фильме «Гамлет», 1996 год
Кроме того, стало ясно, что молодую актрису заприметили вовсе не за внешность, ею заинтересовались интеллектуалы и авторы с концепцией. После пары в целом проходных работ (не для актрисы — она, например, сыграла Офелию у Кеннета Браны в его «Гамлете») наступил, как и следовало ожидать, ее звездный час. В 1997 году Джеймс Кэмерон снял и самый прибыльный в истории кинематографа фильм («Титаник» до 2012 года держал первое место, пока не уступил «Аватару» того же автора), и одновременно одну из самых трогательных мелодрам (25-е место по версии энциклопедии IMDb). «Титаник» взял рекордные 11 «Оскаров» (правда, без единой актерской статуэтки) при 14 номинациях, а Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет стали символической парой с самым узнаваемым силуэтом на любовных открытках. Роль Роуз Бьюкейтер подняла Кейт Уинслет на недосягаемую высоту, и до сих пор ее имя ассоциируется именно с этой картиной. Спасибо, конечно, режиссеру: хотя на этом месте с тем же успехом могла быть любая актриса, все же надо отдать должное выбору Кэмерона — он явно не прогадал.
Теперь понятно, что 22-летняя на тот момент актриса на волне успеха свою карьеру только начинала. В 1999 году Уинслет снимается у Джейн Кэмпион в картине «Священный дым» о девушке, которая во время путешествия в Индию попала под влияние местного гуру. Партнером выступает не кто-нибудь, аХарви Кейтель. В следующем году Кейт играет у Филипа Кауфмана в ленте «Перо маркиза де Сада» (три номинации на «Оскар») — и премия Гильдии киноактеров США у нашей героини. Видя эти имена, понимаешь, в каких кругах вращается восходящая британская знаменитость — это цвет авторского кинематографа Америки. Уинслет по-прежнему может себе позволить не соглашаться на проходные роли, не сниматься ради заработка.
Кейт Уинслет в фильме «Вечное сияние чистого разума», 2004 год
Однако после нескольких коммерчески (но не творчески) неудачных картин — в начале 2000-х она снималась у Алана Паркера, Майкла Аптеда, Ричарда Эйра — ее фильмография пополнилась еще одной культовой лентой. Речь о картине «Вечное сияние чистого разума» (2004) Мишеля Гондри. Этот фильм снят по сценарию одного из самых загадочных и оригинальных голливудских авторов — Чарли Кауфмана, а Уинслет выступает дуэтом с Джимом Керри, редко игравшим некомедийные роли. В данном случае номинация на «Оскар» не принесла Кейт победы, но смело можно утверждать, что этот фильм окончательно развеял миф о том, что она — актриса одной роли. Киноманы упоминают ее в связи с этим фильмом по крайней мере не реже, чем с пресловутым «Титаником».
В 2005 году Уинслет снялась у Джона Туртурро в его дебюте «Любовь и сигареты». Для автора этих строк именно это кино самое любимое в фильмографии героини, хотя она и играет там роль второго плана. Поскольку Туртурро более знаменит как актер, его режиссерская работа многими осталась незамеченной. Хотя, на мой взгляд, это одна из лучших комедий как минимум десятилетия. В компании с безвременно ушедшим Джеймсом Гандольфини, Сьюзан Сарандон, Стивом Бушеми иКристофером Уокеном Уинслет создает умопомрачительную атмосферу, полную черного юмора и сарказма, играя рыжеволосую соблазнительницу стареющего работяги-обывателя, одержимого дурными привычками. Можно лишь позавидовать тем, кто, прочтя эти строки, посмотрит фильм впервые.
Еще во время съемок у Кэмерона Кейт подружилась с Лео Ди Каприо, и их романтический дуэт заставил режиссера Сэма Мендеса (на тот момент мужа Уинслет и автора оскароносной «Красоты по-американски») обратиться к роману Ричарда Йэтса «Дорога перемен» — истории любви пары из «Титаника», как если бы ее герои выжили. Лента, снятая в 2007 году, рисовала далеко не ту радужную картину, которая представлялась поклонницам кэмероновского шедевра. За женскую роль в картине своего второго мужа актриса удостоилась «Золотого глобуса».
После появления на экранах повзрослевших Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо зрителям и критикам оказалось не так-то просто не сравнивать их с повзрослевшими же и выбравшимися с «Титаника» Розой и Джеком. Жизнь Эйприл и Фрэнка Уилеров, на вид такая же спокойная, как быт американского пригорода середины 50-х, на поверку оказывается совсем не такой. Рутина губит в отношениях Эйприл и Фрэнка все живое, заставляя столкнуться не с одним кризисом, — и это вместо запланированного переезда в Париж.
А 2008-й стал годом триумфа. На экраны выходит «Чтец» — экранизация бестселлера Бернхарда Шлинка о любви немецкого мальчика и зрелой женщины, обвиненной в военных преступлениях периода Второй мировой войны.
Поменявшись местами с беременной на тот момент Николь Кидман, получившей в 2002 году «Оскар» за роль Вирджинии Вульф («Часы») у того же режиссера — Стивена Долдри — и вынужденно отказавшейся от роли, Кейт Уинслет завоевывает сразу «Золотой глобус», премию Гильдии актеров… и долгожданный «Оскар»!
Таким образом не самый известный режиссер Долдри , умеющий выбирать «правильные» произведения для экранизаций, обеспечил статуэтками сразу двух великолепных актрис. Хотя сам фильм «Чтец» не снискал большой славы (хотя и не провалился), Уинслет вошла в число обладательниц заветной статуэтки вполне заслуженно, незадолго до этого установив своеобразный рекорд — она смогла удостоиться более трех номинаций на «Оскар» до своего 30-летия.
В промежутках между съемками Кейт успела трижды выйти замуж, родив в каждом браке по ребенку (последовательно — за режиссеров Джима Триплтона, Сэма Мендеса и племянника основателя компании Virgin, миллионера Неда Рокнролла), войти в список 50 самых красивых людей мира, стать вегетарианкой и активистом экологического движения. Также, по мнению многих критиков, она заслужила звание лучшей британской актрисы своего поколения и первой поcле Хелен Миррен. А 7 марта 2014 года Кейт обрела свою звезду на голливудской «Аллее славы».
В последние годы актриса вновь обратилась к высокобюджетной голливудской истории, и на пользу ей это явно не идет. Участие на вторых ролях в подростковых мегабюджетниках, таких как «Дивергент», безусловно, снижает ее профессиональную планку, но стоит вспомнить, что со времен озолотившего всех «Титаника» прошло уже 18 лет, а слава нуждается в подпитке. Впрочем, и интеллектуальный кинематограф не чужд 40-летней звезде, находящейся в расцвете сил: в 2011-м она снялась у Стивена Содерберга в «Заражении» и у Романа Полански в «Резне», а в нынешнем году — у Дэнни Бойла в очередной биографии Стива Джобса с Майклом Фассбендером.
«Резня»
«Дивергент»
«Стив Джобс»
Говорят, что Кейт Уинслет больше всего любит три вещи: серебряное ожерелье с жемчугом, подаренное ей в день 20-летия, карманную фотокамеру от Кэмерона и коллекцию грампластинок. Она утверждает, что никогда не пробовала наркотики, даже самые легкие, и не любит чувствовать себя пьяной, хотя в принципе не против алкоголя. Она курит сигареты собственной закрутки, и знающие ее люди отмечают, что у нее превосходное чувство стиля. Собственно, это, наверное, почти все, что может быть интересно широкому зрителю, — остальное мы видим на экране.
Фотосессия актрисы для журнала The Edit, октябрь 2015